На программы фонда направлено64 320 660,91руб,
Собрано в сентябре 202174 723,50 рублей

Что такое сенсорная интеграция

Автор текста: Команда «Каждый Особенный»
10.03.2021

У нас закончился второй модуль обучения специалистов служб ранней помощи для детей до 3-х лет. Они прошли курс по практическим методам работы с детьми, у которых есть нарушения сенсорной интеграции. Лекции провела эрготерапевт и лечебный педагог Анна Самарина от Института раннего вмешательства (Санкт-Петербург). 

Мы попросили участницу нашего проекта — психолога Эльмиру Емельянову из службы ранней помощи в школе №43 Белгорода — рассказать простыми словами о том, что такое сенсорная интеграция и как она выражается: 

«Сенсорная интеграция — это врожденная реакция организма на сигналы, которые он получает от рецепторов: осязание, обоняние, слух, вестибулярный аппарат, вкус и так далее. Они информируют человека о происходящем вокруг и о том, как на это нужно реагировать. Если происходит нарушение какой-либо сферы, то человек уже не знает, как правильно реагировать. 

Нарушение сенсорной интеграции может быть выражено в гиперчувствительности. Ребёнок чересчур сильно воспринимает сигналы от организма, поэтому он начинает от них прятаться. Это называется сенсорная защита. Например, если ребёнок громко слышит звуки, он закрывает ушки — или становится плаксивым, чтобы избегать контактов с людьми. 

Окружающие будут думать, что у ребёнка истерика. Но у него просто может быть сильно выражена тактильная или мышечная чувствительность. Ребёнку в этот момент некомфортно.

Если же у малыша гипочувствительность, то восприятие рецепторов у него не так выражено. Чтобы уловить сигнал, ему нужно намного сильнее ощутить происходящее. Например, если у ребёнка мышечная гипочувствительность, то он будет сильно раскачиваться или прыгать — пытаться дать себе нагрузку, чтобы его мышцы и суставы почувствовали сигналы. Ребёнок ищет их интуитивно. 

Если у ребёнка гипочувствительность слуховая, то он не будет избегать звуков, а будет громко кричать. Со стороны будет казаться, что малыш себя очень странно ведёт. На самом деле, он просто пытается адаптироваться в этом мире в силу своих возможностей. Интуитивно он делает то, что он чувствует. То, что для него лучше. 

Просто нужно уметь это диагностировать, чтобы вовремя ребеночку помочь, чтобы организовать его быт, чтобы ему было комфортно жить в этом мире». 

Напомним, бесплатные службы ранней помощи уже работают в Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Адреса и телефоны можно найти здесь.

Проект реализуется благодаря поддержке Фонда президентских грантов, фонда «Поколения» депутата Госдумы Андрея Скоча, фонда «Абсолют-помощь» и департамента образования области.

Поддержать наши проекты можно по ссылке.

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.