На программы фонда направлено75 470 252,38 руб
Собрано в феврале 20241 040 605,52 руб

Развитие сети бесплатных служб ранней помощи

Реализуется

Цель проекта

Создание условий для организации системы ранней помощи детям с аутизмом и другими особенностями развития до трёх лет и их семьям в Белгородской области

Прогресс

Родительский запрос
Разработка проекта
Одобрение экспертной группой и правительством области
Сбор средств
Внедрение
Развитие и масштабирование

Описание проекта

Одна из проблем аутизма в России — его диагностика. Лучше, когда диагноз ставят от года до двух лет. Чем раньше его выявить, тем больше времени у педагогов и родителей есть, чтобы помочь ребёнку: подготовить к школе, а там и к взрослой жизни.

Однако в Белгородской области аутизм диагностируют к трём-четырём годам и позже. И нет специальных служб, где с маленькими детьми с РАС (расстройствами аутистического спектра) и другими ментальными особенностями могли бы заниматься специально обученные педагоги, применяющие современные и эффективные методы коррекции.

Серьёзные изменения в раннем возрасте ребёнка могут быть достигнуты с меньшими усилиями, чем в более позднем и подростковом возрасте. Важная особенность системы ранней помощи в том, что родители принимают в ней активное участие. Педагоги подсказывают им, какие учебные практики можно применять к ребёнку в обычной жизни.

Чтобы изменить эту ситуацию, наш фонд организовал проект по развитию сети служб ранней помощи детям с особенностями до трёх лет в Белгороде, Старом Осколе и Губкине.

В рамках проекта нам удалось:

  • разработать проект и помочь департаменту образования Белгородской области в его экспертном сопровождении;
  • сформировать службы ранней помощи в девяти учреждениях области;
  • создать команды служб ранней помощи для работы с детьми — это 26 специалистов.

Все службы оснащены специальным оборудованием и техникой для эффективной работы с детьми с ментальными особенностями до трёх лет.

Что мы приобрели в рамках проекта:

  • компьютерную технику
  • специальные методики и методические рекомендации по развитию маленьких детей в различных сферах
  • оборудование для детей с двигательными нарушениями
  • оборудование для детей с трудностями в коммуникации
  • развивающие игрушки
  • игрушки для развития моторики
  • игрушки для зрительной стимуляции и развития зрения
  • игрушки для детей с нарушенным слухом
  • профессиональную литературу

Образовательные программы для педагогов:

  • базовый курс по организации служб ранней помощи;
  • семинар по применению диагностической методики оценки уровня развития детей младше 3,5 лет в практической работе специалистов;
  • курс по развитию коммуникации и речи у детей младенческого и раннего возраста;
  • курс по психическому здоровью у детей раннего возраста;
  • курс по практическому применению эрготерапии в работе с детьми раннего возраста;
  • обучение практическим методам работы с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями сенсорной интеграции;
  • подготовка тренеров-преподавателей по ранней помощи для системы непрерывного обучения в Белгородской области.

Методическая поддержка для педагогов:

  • 34 часа методической поддержки и консультирования получили педагоги служб ранней помощи от специалистов Санкт- Петербургского института раннего вмешательства.

Одиннадцать специалистов также с трёхдневной стажировкой отправились в Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Это учреждение — партнёр нашего проекта и фонда.

В рамках проекта специалисты получили методическую поддержку — 15 онлайн-супервизий (консультаций от сертифицированного эксперта-психолога) по 90 минут для обсуждения клинических случаев в работе с маленькими детьми и семьями.

Теперь все мамы и папы маленьких детей до трёх лет могут обращаться в службы ранней помощи (карта с адресами и номерами телефонов выше). Если у ребёнка есть подтверждённых риск РАС или аутизм, если есть тревожность, связанная с другой особенностью развития — для белгородских семей теперь есть место, где им и их детям помогут. Сегодня 38 семей получили профессиональную помощь от специалистов служб ранней помощи. 

Проект реализуется совместно с департаментом образования Белгородской области, который взял на себя трудоуствойство и оплату труда специалистам.

Партнеры проекта:

Наш проект реализуется благодаря поддержке Фонда президентских грантов, фонда «Поколения» депутата Госдумы Андрея Скоча и фонда «Абсолют-помощь».

Развитие проекта:

В будущем мы планируем увеличить количество служб ранней помощи в Белгородской области, чтобы все дети с особенностями развития могли получить профессиональную помошь в раннем возрасте.

Отзывы о проекте

— Я очень счастлива, что попала на эти курсы. Работая дефектологом уже 20 лет, ясно понимаешь, что начинать коррекционную работу с детьми в 4-5 лет зачастую слишком поздно. Не все классические методы коррекции дают положительные результаты.

Курсы целиком очень нужные и важные, новый подход к раннему выявлению РАС у детей и оказание помощи, в первую очередь, их родителям, считаю очень важным направлением работы.

Наталья Попова, детский сад комбинированного вида №29 «Золушка», Губкин

— Мои впечатления самые положительные. Очень понравилось общение со специалистами института, с коллегами из области, а также совместная работа с моими коллегами из детского сада №36.

Наталья Силина, учитель-дефектолог детского сада №36 «Росинка», Белгород

 

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.