На программы фонда направлено76 048 367,35 руб
Собрано в марте 2024 578 114,97 руб

Каникулы! Итоги учебного года в ресурсных классах и группах

Автор текста: Юлия Тимофеенко
27.05.2021

Вот и закончились уроки у белгородских ребят из ресурсных классов. В этом году наш фонд поддержал 26 детских садов и школ в рамках проекта «Доброжелательная школа — школа для всех и каждого». 

Напомним, летом 2020 года наш фонд выиграл грант Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, в размере 9,3 млн рублей

Планировалось, что в проекте будет 13 учебных заведений, но количество площадок-участниц мы увеличили по просьбе департамента образования области. В том числе благодаря поддержке ОЭМК. Руководство предприятия сделало крупное пожертвование в размере 2 млн рублей

Что же нам удалось сделать за этот год? Приведём краткие результаты:

32 куратора прошли углубленный курс «Применение методов прикладного анализа поведения в образовании» — они стали первыми в Белгородской области дипломированными специалистами в сфере прикладного анализа поведения; 

180 тьюторов прошли обучение от Института прикладного анализа поведения (далее ИПАП) по программе «Подготовка тьюторов для работы в ресурсных классах и группах»;

40 завучей прошли обучение по программе «Управленческие аспекты организации и сопровождение процесса инклюзивного образования» от ИПАП;

50 учителей-предметников — курс по базовым знаниям по работе с детьми с аутизмом в школьной среде от ИПАП;

— оплачено 707 часов супервизий — консультаций педагогов ресурсных классов и групп с экспертами из Москвы и Санкт-Петербурга. 

Мы передали 13 площадкам, участие которых было первоначально запланировано в проекте, оборудование и методическую литературу:

208 книг и методических пособий;

13 cенсорно-динамических комплексов «Домашний дом совы»; 

13 по два вида коммуникационных устройства Go Talk 4+ и 9+ Overlay Software;

13 по iPad Air 10.5 и 13 чехлов для него;

13 методических руководств VB-MAPP.

Мы попросили педагогов из ресурсных классов и групп рассказать, как у них прошёл этот учебный год, какие планы и что интересного происходило у ребят. Даём им слово!

Губкинская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов

«Ресурсный класс в нашей школе работает с 2018 года. В нём 8 учеников, при открытии класса было зачислено 5 учеников, в сентябре 2019 поступили ещё 2 ребёнка и в этом — ещё один ученик.

Основной показатель того, как ребенок адаптирован к школе — инклюзия в среду сверстников, обучение вместе с нормотипичными детьми. Четверо наших учеников проводят весь школьный день в регулярном классе со сверстниками, на полной инклюзии. Все предметы изучают вместе с нормотипичными детьми. В ресурсный класс приходят после уроков на коррекционные занятия и кружковую деятельность.

Остальные дети посещает регулярный класс на уроках рисования, музыки, технологии. Основные предметы изучают индивидуально в ресурсном классе. Все режимные моменты дети проводят среди нормотипичных сверстников: перемены, динамический час, посещают столовую на завтраках и обедах. Для детей проводятся уроки адаптивной физкультуры.

В этом учебном году дети участвовали в праздничных мероприятиях вместе со своими сверстниками, а на Новый год рассказывали стихи Деду Морозу и получали подарки. В течение года ходили на различные экскурсии со своими классами. В рамках Дня информирования об аутизме наши дети посетили ДК «Строитель», где для них был организован познавательный мастер-класс по изготовлению праздничной открытки. Это был первый совместный выход детей в полном составе ресурсного класса вместе с тьюторами и дефектологом. 

Все специалисты ресурсного класса прошли обучение по прикладному анализу поведения при поддержке фонда «Каждый особенный». В 2020-2021 году от фонда была получена очень ценная литература: книги по ПАП, об аутизме, по психологии, по физическому развитию детей с РАС. 

Сенсорная комната благодаря фонду пополнилась потрясающим  спортивно-развивающим комплексом «Дом совы», мягкими удобными релаксационными креслами-мешками, которые стали излюбленным местом проведения свободного времени детей. Мы очень благодарны фонду за помощь!

Из оборудования полезно было бы иметь инструмент оценки ABLLS-R, состоящий из двух частей — Протокола ABLLS-R и Руководства по проведению тестирования».

Школа №43 города Белгорода

«Подходит к концу 2020-2021 учебный год. Это был очень плодотворный год для трёх ресурсных классов МБОУ СОШ №43. В этом году к нам в первый класс пришли два новых ученика, выпускники нашей ресурсной группы, итого в наших РК обучается 23 ребенка: 16 человек в начальной школе, и 7 человек в среднем звене. Все ребята показывают устойчивую динамику, осваивают новые бытовые, социальные и академические навыки. У большинства учеников скорректировано нежелательное поведение.

К началу учебного года в двух кабинетах РК был проведен капитальный ремонт, ещё в трех — косметический ремонт, во всех кабинетах и сенсорных комнатах РК установлены пластиковые окна.

Также на начало учебного года школой были закуплены учебники согласно ФГОС ОВЗ для всех параллелей.

Благодаря поддержке фонда «Каждый особенный» в октябре-декабре 2020 года 7 специалистов РК прошли обучение в Институте прикладного анализа поведения по курсу «ПАП (АВА-терапия). Продвинутый курс для практиков». Из них трое — уже действующие кураторы, работающие на многих площадках области. Так же при поддержке фонда педагог-психолог РК в течении всего года обучается на курсах по ранней помощи и сенсорной интеграции. В школе в течение этого учебного года ведётся приём семей в рамках проекта «Ранняя помощь». За этот год к специалистам ранней помощи обратились 12 семей, с которыми были проведены консультации, даны рекомендации по дальнейшему сопровождению детей и разработаны стратегии развития каждого ребенка.

В рамках проекта «Доброжелательная школа — школа для всех» два специалиста проходят обучение по адаптивной физкультуре для детей с РАС. Региональным центром адаптивного спорта школе были предоставлены спортивные тренажёры.

За счёт средств муниципального бюджета было закуплено сенсорное, развивающее и спортивное оборудование.

Фондом «Каждый особенный» закуплено:

— оборудование для сенсорной комнаты, в частности спортивно-игровой комплекс «Дом совы»;

— планшеты iPad, что дало возможность обучать детей альтернативной коммуникации, математике и чтению с помощью специальных программ;

— литература для работы с детьми с РАС, учебные пособия по прикладному анализу поведения, протокол тестирования WB-MAPP;

— ноутбук, принтер, ламинатор, пособия для службы «Ранней помощи».

В течение года все новые тьюторы прошли курсы повышения квалификации в ИПАП или БелИРО.

Наша школа является стажировочной площадкой. В этом учебном году было проведено большое количество обучающих семинаров, тренингов и консультаций для педагогов учебных заведений области и родителей детей с РАС как в очном, так и в дистанционном формате. Педагоги РК регулярно читают лекции и проводят практикумы для студентов БелИРО.

Заключены договоры с пятью средними специальными учебными заведениями для проведения профориентационной работы и дальнейшего обучения детей с РАС. Разработаны планы мероприятий с данными учреждениями на следующий учебный год.

Учащиеся РК регулярно принимают участие и занимают призовые места в различных творческих конкурсах. Учащиеся общеобразовательных классов активно участвуют в жизни РК: принимают участие в различных акциях, днях доброты, проводят занятия с учениками РК.

В следующем году мы планируем продолжить работу в тех же направлениях и развивать новые стратегии работы. Ученикам младшего РК необходима смена парт и стульев в соответствии с анатомическими нормами обучающихся. Кроме того, требуется закупка лицензированного диагностического инструментария ABLLS-R».

Школа №3 города Губкина

«В этом учебном году наш ресурсный класс посещали 7 детей. При поддержке фонда «Каждый особенный» наши специалисты прошли обучение:

— профессиональные курсы переподготовки «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ» — 260 академических часа, 2 человека;

— курсы повышения квалификации «Принципы и методы прикладного анализа поведения при обучении детей с ОВЗ учебным и социальным навыкам» -72 академических часа, 4 человека.

За этот год за собственные средства приобретено оборудование:

  • утяжеленное одеяло,
  • мяч массажный,
  • мяч гимнастический,
  • палатка,
  • мат «Огниво-спорт» складной,
  • лизун в банке — 7 шт.,
  • носок для тела сенсорный, массажер для ног жесткий,
  • двухсторонняя терапевтическая щетка,
  • балансировочный диск — 2 шт.,
  • тоннель для подлезания,
  • лампа «Вулкан», силиконовые кулоны — 2 шт.

От фонда «Каждый особенный» поступили:

  • планшет IPAD,
  • противоударный чехол для планшета,
  • сенсорно-динамический комплекс «Домашний дом совы», устройство коммуникационное GoTalk 4+OverlaySoftware (4 функциональные кнопки),
  • устройство коммуникационное GoTalk 9+OverlaySoftware (9 функциональные кнопки),
  • специальная литература: Д.Купер, Т.Херон «ПАП»,  «Методическое руководство VB-MAPP», «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения» Мелешкевич, Эрц, «Идет работа. Стратегии работы с поведением» Рон Лиф, Джон Макэкен, « Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС» .Дебра Лич,  «Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости» Джулия Варгас, «Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС Практическое руководство».Тристрам Смит, «Детский аутизм и АВА.» Шрамм Р., «Адаптивная физкультура для детей с аутизмом.» Геслак Д., «Просвещение в сфере сексуальности  и взаимоотношений детей и подростков с РАС», Хартман Д., «Вербально-поведенческий подход в АВА-терапии», Барбера М., «Социальный истории», Грей К., « Развитие основных навыков у детей с аутизмом», Делани  Т., «Эрготерапия для детей с аутизмом», Косински  К., «Визуальная поддержка для детей с аутизмом», Коэн М., «Различаем и сопоставляем», Макдональд Р., Лангер С., Пол Альберто. «Прикладной анализ поведения».

В течение учебного года ученики показали положительную динамику в приобретении навыков.  Дети совместно с педагогами активно участвовали в конкурсах различных уровней».

Айдарская СОШ

«Этот год в ресурсном классе прошел плодотворно. С 1 сентября у ребят проходит инклюзивное обучение. Они посещают со всеми уроки музыки, ИЗО, технологии и физкультуры. Со всеми ходят на завтрак и обед, общаются с детьми на переменах и на динамической паузе. Один из важных из положительных моментов — обратная инклюзия, когда детки из общеобразовательных классов приходят в ресурсный класс поиграть и пообщаться.

Учащиеся активно участвовали в мероприятиях совместно со своими одноклассниками. Ко Дню матери учащиеся вместе с учителем-дефектологом и тьюторами подготовили танец, стихи и песню. К Новому году — вместе с 1 и 2 классом подготовили новогодний танец «Новогодние игрушки» и стихи для Деда Мороза. Один из учащихся ресурсного класса — Тимофей Лиханов — получил подарок от губернатора Белгородской области.

Также в течение года для учащихся были организованы экскурсии. Мы провели большую акцию 2 апреля —День распространения информации об аутизме. Ко Дню Победы учащиеся подготовили стихи.

В наш ресурсный класс поступило новое оборудование: два ноутбука, утяжеленное одеяло, «Яйцо совы», световой оптоволоконный модуль «Солнечный домик», стол-планшет для рисования песком.

В новом учебном году мы бы хотели обновить сенсорную зону новым развивающим оборудованием. Например, нам не хватает массажных и гимнастических мячей, различных массажеров для тела, напольные дорожки для развития ориентации. Так же есть пожелание, чтобы для специалистов почаще организовывали очные встречи с куратором, супервизором для получения новых знаний, опыта, консультаций для родителей».

Детский сад №41 «Семицветик» Старого Оскола

«При поддержке благотворительного фонда «Каждый особенный» в нашем детском саду в сентябре 2020 открылась ресурсная группа для детей с РАС. Сейчас её посещают 8 воспитанников. Помещения группы оборудованы в соответствии с рекомендациями департаментом образования Белгородской области и в соответствии с методикой Прикладного анализа поведения — АВА.

Материалы для строительных и отделочных работ, мебель и ковровое покрытие приобретены силами детского сада. В помещении группы для детей с РАС оборудованы дополнительные визуальные средства обучения: ориентировочные, коммуникативные, социально-поведенческие; имеются дополнительные средства коммуникации, в т.ч. коммуникативная доска, коммуникативные альбомы. Игровое пространство ресурсной группы является постоянным, вместе с тем отличается умеренностью, не перегружено разнообразными игровыми объектами. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) осуществляется в кабинете педагога–психолога.

В рамках заключенного договора с благотворительным фондом было передано сенсорное оборудование, динамический комплекс «Домашний Дом Совы», устройство коммуникации Go Talk 4+; 9+, планшет Appl iPad. Благодаря фонду методическое обеспечение пополнилось необходимой литературой.

В ресурсной группе работают 5 тьюторов, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели. Профессиональная квалификация педагогических работников ресурсной группы соответствует установленным требованиям. Педагоги совместно с родителями и воспитанниками ресурсной группы активно участвуют в конкурсах и образовательных и социальных проектах.

Педагоги группы при поддержке фонда «Каждый особенный» прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Основы АВА-терапии для тьюторов, инструкторов и сопровождающих» в АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» (72 учебных часа). Заведующий и старший воспитатель прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Управленческие аспекты организации и сопровождения процесса инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ, включая РАС, в образовательной организации» (72 учебных часа).

В рамках взаимодействия управления образования администрации Старооскольского горокруга с ООО УК «Металлоинвест» учитель-логопед прошла дополнительное обучение в Центре дистанционного обучения Прикладной анализ поведения по первому модулю АВА (25 учебных часов).

В ДОУ реализуются вариативные формы дошкольного образования для родителей воспитывающих детей с РАС. В детском саду есть также служба ранней помощи для детей до 3 лет, которая была открыта при поддержке фонда.

В новом учебном году хотелось бы продолжить тесное и продуктивное сотрудничество со стажировочной площадкой по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра, которая функционирует на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №52 «Ласточка» Старооскольского городского округа».

Детский сад №34 Белгорода

«В  ресурсной группе, функционирующей на базе МБДОУ № 36 г. Белгорода, обучаются 5 воспитанников. Детский сад принимает участие в проекте «Доброжелательная школа» фонда «Каждый особенный». В рамках проекта нам передали специальное оборудование: «Дом Совы».

В этом году педагоги провели консультации для родителей: «Как помочь ребенку с РАС научиться читать», «Песочная терапия», «8 советов родителям детей с аутизмом», «Коммуникативные игры с детьми с РАС» и другие. Помимо этого, специалисты разработали памятки, папки-передвижки для родителей. Вместе мы проводили различные мероприятия на День матери, праздник осени, Новый год, 8 Марта, Масленицу, а также инклюзивное мероприятие, приуроченное ко дню информирования об аутизме «Зажги синим».

В течение всего учебного года педагоги постоянно повышали свои педагогические компетенции. В сентябре при поддержке фонда педагоги детского сада прошли обучение программе «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия)» и другие курсы.

В детском саду работает служба ранней помощи для детей до трёх лет. Воспитатель и педагог-психолог службы прошли обучение в рамках этого проекта. Консультативную помощь в этом году получили пять семей.

Педагогами детского сада тесно взаимодействовали с педсоставом Белгородского педколледжа. Востипатели, узкие специалисты и тьюторы провели для студентов открытый показ «Предметно-пространственная среда для детей с РАС».

В этом учебном году педагоги приняли участие в конференциях: «Выбор методик и подходов для коррекции поведения детей с РАС в дошкольном образовании» и «Как помочь детским садам создать специальные образовательные условия для детей с аутизмом».

При поддержке педагогов, совместно с родителями дети ресурсной группы приняли участие в муниципальном конкурсе «Чудо-игрушка» и стали победителями в номинации «Зимняя постройка». Педагоги ресурсной группы организовывали экскурсии в Краеведческий музей с использованием «социальных историй».

В новом учебном году мы планируем продолжать коррекционно-развивающую работу с применением прикладного анализа поведения, активно использовать визуальное расписание, карточки PECS, постепенно вводить детей в инклюзию, использовать эмоционально уровневую терапию в нашей работе».

Детский сад №72 Белгорода

«Дети ресурсной группы нашего сада были включены в проект «Доброжелательная школа» благотворительного фонда «Каждый особенный» и под руководством кураторов и специалистов была проведена первичная диагностика с применением методического руководства VB-MAPP «Изучение вех развития и оценки навыков вербального поведения и социального взаимодействия у детей с аутизмом и другими нарушениями развития». На основании полученных данных была написана индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

В конце года была проведена итоговая диагностика, по результатам которой можно сделать вывод о том, что прослеживается положительная динамика. За отчетный период, была проведена работа с родителями, были подобраны мотивационные стимулы, сделаны методические пособия для детей, в течении года пополнялась развивающая среда.

В рамках проекта «Доброжелательная школа — школа для всех и каждого» планируется дальнейшая работа по направлениям: диагностическая, коррекционно-развивающая, профилактическая, консультативная. Дети, находящиеся в ресурсной группе получают всестороннюю поддержку для успешной самореализации и социализации, адаптации.

Совершенствовать предметно-развивающую среду, дополнить и разнообразить коробки мотивационных стимулов и поощрений, педагоги планируют продолжать повышать профессиональные компетенции. Дополнить оборудованием сенсорную комнату, для реализации программ по сенсорной интеграции.

Специалисты группы (тьюторы, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели) прошли курсы повышения квалификации при поддержке фонда. Также в ресурсную группу было приобретено: мебель для группы; ноутбук; таймеры, наушники, альбом PECS, силиконовый кулон «Слеза»; мотивационные коробки; «Дом Совы» и методическая литература».

СОШ №1 посёлка Чернянка

«В сентябре 2020 года при поддержке фонда в нашей школе открылся первый в районе ресурсный класс для обучающихся с РАС.  Класс занимает два небольших по площади кабинета: в одном из них находятся рабочая зона учителя, зона для занятий, в другом — зона отдыха.

С сентября по ноябрь у педагогов и первой ученицы ресурсного класса был адаптационный период, во время которого девочка знакомилась со школой, режимом работы, одноклассниками, первым учителем и тьютором. А педагоги, в свою очередь, знакомились с Варей и методикой прикладного анализа поведения, её применением, изучали последнюю актуальную информацию о детях с РАС.

В декабре департаментом образования области были назначены куратор ресурсного класса — Ирина Емельянова, учитель-дефектолог Губкинской СОШ с УИОП, и супервизор — Анна Калабухова.

По результатам тестирования ABLLS-R совместными усилиями всех членов РК для ученицы была составлена индивидуальная программа развития недостающих навыков. К концу учебного года она дала положительную динамику в развитии ребенка.

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но мы надеемся, что создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребёнку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации. В следующем учебном году наш ресурсный класс ждет ещё одного ребенка с РАС.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы».

Детский сад «Радуга» в посёлке Вейделевка

«Учебный год в ресурсной группе был насыщенным и интересным. Группу посещают три ребенка. У всех детей один диагноз, но все они очень разные. Каждого ребёнка сопровождает тьютор. Дети посещают занятия логопеда и психолога, а также педагога дополнительного образования по рисованию.

Курирует работу группы квалифицированный куратор. Для каждого ребенка с РАС разработана индивидуальная программа, что позволяет полностью вовлечь каждого в воспитательно-образовательный процесс. Успех регулярных занятий выражается в хорошем настроении наших детей.

Скучать нам не приходится. Наши детки радуют нас своими достижениями и успехами. В марте одна из воспитанниц вместе со своим тьютором Гарафоновой Еленой Александровной участвовали в международном фестивале для детей и молодежи с ОВЗ «Яркий мир». Ещё один воспитанник вместе с тьютором Дубровой Валентиной Николаевной стали призерами муниципального конкурса-фестиваля детского  творчества «Радость души моей» и заняли 2-е место.

В новом учебном году планируется поступление одного ребёнка в общеобразовательную школу.

При поддержке фонда «Каждый особенный» специалисты нашей группы в сентябре 2020 года прошли обучение на базе ИПАП по теме «Введение в прикладной анализ поведения». Было очень познавательно и интересно. На этом они не останавливаются, постоянно совершенствуют свои знания на различных онлайн-вебинарах и конференциях.

В некоторых случаях ребенку с РАС нужно создавать особые условия для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребенка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане.

Так и в нашей группе для более плодотворной работы методическая база пополнилась новыми пособиями и оборудованием — это методики диагностики и коррекции, программно-модульные комплексы, аппаратно-программные комплексы, коррекционно-развивающие комплекты, программно-дидактические комплексы для коррекции интеллектуального развития детей с РАС, логопедический комплекс «Мерсибо интерактив» на базе интерактивного стола, интерактивный комплекс «Логомер», методика развития и коррекции пространственного мышления, методика исследования интеллекта ребенка для возраста 3-7 лет, психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет (методика Стребелевой), система обучения счету «Нумикон», кулоны для жевания, таймер электронный, большой визуальный таймер со звуковым сигналом, набор карточек PEСS и альбомы для них. 

Для детской реабилитации и сенсорной интеграции приобретены утяжеленное одеяло Совы, яйцо Совы, чулок Совы. Они помогают детям с РАС чувствовать себя комфортно и уверенно. Для привлечения внимания ребенка во время занятий педагогами, тьюторами ресурсной группы было приобретено много мотивационного материала.

В новом учебном году хотелось бы продолжать совершенствовать свои знания и с новыми силами и энтузиазмом приступить к работе».

Детский сад №29 «Золушка» города Губкина

«Для нашей площадки этот учебный год прошёл продуктивно. Он был наполнен мероприятиями для детей с расстройствами аутистического спектра, которые организовали педагоги ресурсной группы. Совместно с музыкальными руководителями был организован осенний и новогодний утренник, праздник для бабушек и мам, посвященный Международному женскому дню, 8 Марта.

На начало учебного года было проведено тестирования VABY-MAPP. В данном тестировании принимали участие тьюторы и специалисты ресурсной группы. Результаты тестирования были направлены куратору и супервизору. На основании результатов тестирования были составлены индивидуальные программы развития супервизором. Педагоги ресурсной группы в течение года реализовывали данные программы, снимали отчеты занятий. Куратор Ирина Емельянова консультировала педагогов и родителей по вопросам реализации индивидуальных программ.

2 апреля педагоги ресурсной группы приняли участие во Всероссийской акции по информированию об аутизме. Был организован флешмоб при участии детей из общеразвивающей группы, украшены окна картинками из синего цвета. На улице педагоги раздавали жителям города шарики и буклеты с информацией об аутизме, так как без понимания проблемы никогда не будет готовности общества принять людей с расстройствами аутистического спектра.

В течение года продуктивно велась работа по развитию творческих способностей наших воспитанников, дети в сопровождении педагогов принимали участие конкурсах и фестивалях регионального и Всероссийского уровня: «Новогодний карнавал» «Радость открытия», «Вместе в едином строю», областной фестиваль «Под радугой», «Память сердца», «Мечтай! Исследуй! Размышляй!».

Педагоги ресурсной группы прошли обучение в рамках проекта при поддержке фонда «Каждый особенный». Благодаря фонду приобретено очень много интересных пособий и оборудования для детей, методической литературы для педагогов. Педагогами изготовлены дидактические пособия: бизиборд «Сделай так!»,  дидактическая игра «Одень куклу», «Времена года», «Лабиринт», «Рыбалка». Приобрели конструктор «Разноцветный», мячи, машины, «Салон красоты», оформили уголок уединения, постеры достижений воспитанников.

В новом учебном году педагоги хотели бы пройти обучение на базе Санкт-Петербургского Центра прикладного поведенческого анализа по вопросам обучения детей с расстройствами аутистического спектра, обучиться методам сенсорной интеграции, чтобы эффективно использовать в своей работе оборудование «Дом совы».

Детский сад №2 «Ромашка» города Губкина

«В нашем дошкольном учреждении созданы специальные условия для успешной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в детском коллективе. Данные условия позволяют подготовить ребенка к дальнейшему обучению, способствовать его социальной адаптации в обществе. Взаимодействие с детьми с РАС строится в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка.

При поддержке фонда команда специалистов прошла обучение, была выделена литература и планшет iPad, что позволило педагогам лучше понять проблемы детей с РАС и более грамотно выстроить свою работу.

  • Воспитатели ресурсной группы: отвечают за составление плана занятий и их проведение, подбирают обучающий материал, взаимодействуют с родителями.
  • Тьюторы: сопровождают ребенка в образовательном учреждении, проводят индивидуальные занятия по ИПО
  • Педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед осуществляют коррекционную работу, которая обеспечивает специальную и психолого-педагогическую поддержку воспитанников и их родителей.
  • Куратор осуществляет экспертное методическое сопровождение специалистов ресурсной группы.
  • Супервизор: сопровождает процесс тестирования и составления программ, предоставляет консультации участникам образовательного процесса.
  • Администрация ДОУ: создает необходимые условия для реализации работы инновационной площадки.

Чтобы начать работу и определить её направление, а затем составить индивидуальную программу развития, необходимо лучше узнать ребёнка. Для этого мы выяснили, на каком уровне находятся его навыки в данный момент, каковы его сильные и слабые стороны, существует ли нежелательное поведение. Педагог-психолог провел тестирование — VB-MAPP. Основным предназначением данного теста является определение начального уровня развития навыков ребёнка и сравнение его с уровнем развития навыков у нормативно развивающихся сверстников. Результаты тестирования позволили определить цели для обучающей программы.

Индивидуальная программа обучения является комплексной и состоит из 2-х частей. В первой (большей части) планируется восполнять навыки. У детей с РАС могут быть поведенческие проблемы, которых нет у других детей, поэтому вторая часть индивидуальной программы — это план коррекции нежелательного поведения. В первой части плана были прописаны все проактивные стратегии (ребенка учим просить словами или карточками). Во второй части описывались реактивные стратегии (когда нежелательное поведение уже случилось).

Взаимодействие с родителями начиналось с опросника, из которого узнали: об особенностях общения ребёнка с родителями и окружающими, какие социальные, бытовые навыки, навыки самообслуживания и поведения за столом сформированы в той или иной степени (выполняет самостоятельно, с помощью или не выполняет совсем), интересовались, что в большей степени привлекает внимание ребенка в свободное время. Подробно узнали не только о страхах и тревогах ребёнка, но и о любимых играх, занятиях, блюдах.

В своей работе с детьми с РАС педагоги используют разные формы взаимодействия: сенсорные игры, которые дают ребёнку новые сенсорные ощущения: игры с красками, с водой, со льдом, с мыльными пузырями, со свечами, со светом и тенями, с крупами, с пластилином и другие; терапевтические игры помогают детям достичь состояния психического равновесия, сгладить остроту внутреннего конфликта, вернуться в спокойное состояние в момент острого дискомфорта.

Обязательным условием для ребенка с РАС в образовательном учреждении является создание для него правильно организованной среды. Максимально структурированное пространство помогает в работе с такими детьми.

Сенсорные потребности воспитанников — это также ключевой момент в организации среды для детей с РАС. Специальные приспособления и устройства помогают таким детям выровнять эмоциональный фон и снизить ощущение дискомфорта. Благодаря фонду в нашей группе появился сенсорно-динамический зал «Дом Совы» — это уникальное пространство, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения, возможности тела. Занимаясь в «Доме Совы» ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но так же и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг. Разнообразные способы использования тренажёров «Дома Совы» создают многочисленные задачи, которые ребёнок решает за счет своей двигательной активности.

Для неговорящих детей фонд выделил интерактивный планшет для коммуникации, благодаря которому ребенок выбирает нужный вид деятельности. Важно отметить то, что при нажатии на выбранную картинку, ребенок слышит, как звучит голосовая просьба, что способствует еще и развитию речи ребенка.

В группе имеются различные: утяжелители (одеяло, жилеты), шумопоглащающие наушники, массажные мячи, фитболы и мягкие пуфы, батут.

В целом, пребывание в ДОУ при грамотно спланированной коррекционно-развивающей работе на основе личностно-ориентированного подхода в условиях модели «ресурсная группа», положительно сказывается на развитие ребенка с РАС.

В следующем учебном году нам хотелось бы побольше практических мероприятий: посещение групп детей с РАС в ДОУ городов Белгорода, Старого Оскола, Воронежа».

Детский сад №2 города Алексеевка

«С 1 сентября в детский сад №2 зачислен ребёнок с РАС. Для работы с ним были созданы специальные условия: в штатное расписание введены новые должности тьютора и учителя-дефектолога. При поддержке фонда специалисты детского сада учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и воспитатель группы и заведующий прошли обучение в дистанционной форме в АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» (г.Москва). Тьютор прошла обучение в Институте прикладного анализа поведения по программе повышения квалификации «Применение поведенческих технологий в образовании на начальном уровне».

Для снятия эмоциональной перегрузки в группе есть «уголок уединения», оборудованный в спальне: кресло- мешок, диван для отдыха. В «уголке» созданы условия и для индивидуальных занятий. Для слуховой стимуляции имеется сенсорная сумка, в которой есть противошумные наушники, задерживающие побочные шумы, но позволяющие прекрасно слышать речь, а также антистрессовые игрушки с сыпучим наполнителем. Для повышения осязательной чувствительности и моторики пальцев имеются кинезиологические тренажеры. Для снятия тревожности и напряжения есть песочницы с цветным песком и фасолью, цветными крышками, мелкими игрушками киндерами. В группу приобрели утяжеленное одеяло, специально разработанное для детей с аутизмом, которое позволяет насытить сильную потребность в глубоком давлении и уменьшить нежелательное поведение ребенка. Рядом расположен кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога.

Куратором Чекановой Светланой Николаевной для ребёнка была разработана индивидуальная программа обучения.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с РАС в детском саду на сегодняшний день особо актуален. Это связано увеличением количества детей с РАС в городе и с открытием ресурсной группы. Родители трёх детей с РАС выразили желание посещать ресурсную группу.  Имеющееся в наличии оборудование рассчитано на одного ребёнка, поэтому необходимо пополнить предметно-развивающую среду».

Детский сад №22 посёлка Северный

«В сентябре в ресурсную группу было зачислено 5 детей в возрасте от 4 до 7 лет. За время функционирования группы новых детей не поступало. За счёт муниципальных средств и при поддержке фонда «Каждый особенный» была группа оснащена специальным оборудованием, техникой, специальной литературой. Для детей с РАС были разработаны программы дошкольного обучения. Педагоги и психологи проводили работу и с родителями: очные и дистанционные собрания и встречи, в том числе с участием куратора группы.

Дети участвовали в различных утренниках, акциях («Зажги синим»), выставках поделок и так далее.

За этот году у воспитанников сложилась положительная динамику в обучении. У детей улучшились коммуникативные, речевые способности, они стали более социализированными и организованными. По завершению учебного года один воспитанник выпускается в школу (ресурсный класс).

В новом учебном году планируется: пополнение дидактического материала и литературы (печатные или электронные учебные издания); и разработка программы по обучению детей с РАС плаванию».

Детский сад №68 города Белгорода

«Наша группа заработала с 1 сентября прошлого года, в ней обучаются шесть воспитанников. Для эффективной работы ресурсной группы в штатное расписание в 2020-2021 учебном году было введено 6 ставок тьюторов, 1 ставка учителя-дефектолога, 1 ставка педагога-психолога, 0,5 ставки учителя-логопеда.

Все сотрудники прошли обучение по сопровождению детей с ОВЗ в БелИРО и курсы по прикладному анализу поведения при поддержке фонда «Каждый особенный».

Предметно-пространственная среда группы укомплектована в соответствии с методическими рекомендациями департамента образования Белгородской области на 95%. Чему способствовало участие учреждения в программе «Доступная среда» и содействие благотворительного фонда «Каждый особенный». В рамках благотворительного проекта пополнился учебно-методический ресурс учреждения (методическая литература, игровые пособия для детей с РАС, появился спортивный комплекс «Няня Сова», расширился ассортимент  информационно-технических средств).

В группе была создана сенсорная комната, организована зона для отдыха и сенсорной разгрузки. Расширился ассортимент сенсомоторного игрового оборудования. Группа полностью обеспечена информационно- техническим оборудованием.

Все сотрудники группы стараются наполнить жизнь детей яркими впечатлениями. В группе широко использовалась музыкотерапия, что способствует стимуляции речевой активности у неговорящих детей. Воспитанники самостоятельно научились ориентироваться в средовом пространстве группы, развивая свои познавательные способности, а также и за её приделами в рекреационно-образовательных зонах ДОО. Воспитанники группы активно социализировались, включались в образовательный процесс со сверстниками детского сада.

Индивидуальный подход к воспитанникам способствовал развитию умения слушать взрослого, выполнять задания.

Совместно с родителями в учебном году проводились очные и дистанционные консультации.

На перспективу требуется пройти курсы повышения квалификации учителя-дефектолога по работе с детьми РАС, а так же приобрести интерактивную песочницу совмещенную с интерактивной доской в сенсорную комнату для детей с ОВЗ и кресло-качалку».

Школа №2 Ровеньского района

«Ресурсный класс в школе открылся в сентябре прошлого года, в нём обучаются четыре ребёнка. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с РАС и ментальными нарушениями.

Коррекционная работа с детьми с РАС строится на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей их развития. Учитывается клинический диагноз, данные психолого-педагогического изучения (уровень познавательных процессов и личностные характеристики).

Работа специалистов с детьми с РАС ведется в групповой, микрогрупповой и индивидуальной форме. Вопросы коррекции и развития этих детей решаются только в обстановке доверия, принятия и полной безопасности. Занятия носят коррекционный и поддерживающий характер.

При построении занятий учитываются трудности в социальной адаптации детей. Поэтому выделяются следующие направления работы:

  • формирование навыков социальной коммуникации;
  • развитие межличностного взаимодействия с разных сторон (со сверстниками, родителями, педагогами и пр.);
  • преодоление сенсорных трудностей.

Основные принципы работы нашей команды: «Главное — это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех».

В своей работе мы стремится использовать основной дидактический подход — от простого к сложному, при проведении занятий создавать доброжелательную атмосферу, добиваться, чтобы ребёнок педагога принял и понял, насколько это возможно.

Этот 2020-2021 учебный год стал для нас новым, так как мы впервые работали с детьми с РАС. Мы получили новое оборудование в класс, оборудование в сенсорную комнату «Сова-Нянька», мячи гандбольные, мячи гимнастические, бизиборд, математические наборы, настольные игры, шнуровки, магнитная азбука, мягкий и пластмассовый конструктор, развивающие кубики, магнитные наборы «Времена года», геометрические шары, пазлы и многое другое».

Детский сад №8 посёлка Дубовое

«С 1 сентября в нашем детском саду открылась ресурсная группа для воспитанников 3-8 лет с расстройствами аутистического спектра. Количество воспитанников на 1 сентября 2020 года составляло 5 человек, из них 3 мальчика и 2 девочки. На май 2021 года списочный состав группы — 7 человек, из них 4 мальчика и 3 девочки.

Педагогический состав группы: два воспитателя, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, шесть тьюторов, куратор группы Анна Плеханова и супервизор Лариса Витвицкая. Педагогический состав группы в течении учебного года прошел дистанционные курсы «Прикладной анализ поведения и психолого-социальные технологии» в институте ИПАП от фонда «Каждый особенный».

В группе реализуется «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с РАС», с применением прикладного анализа поведения (ABA). Для достижения цели и решения поставленных задач коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим направлениям: диагностическое; коррекционно-образовательное; консультативно-просветительское и организационно-методическое.

В групповой ячейке созданы специальные условия в предметно-пространственной среде.
За счет средств муниципального района в группу приобретено необходимое оборудование. Также помог и фонд «Каждый особенный», предоставив методическую литературу, сенсорное оборудование «Домик Совы», IPad, два больших альбома PECS.

Велась тесная взаимосвязь с куратором Анной Плехановой, которая профессионально осуществляла экспертное методическое сопровождение специалистов ресурсной группы.

Для воспитанников ресурсной группы была организована работа кружков для детей 5-7 лет по дополнительным образовательным программам. Воспитанница группы занималась по дополнительной программе «РАСкрась свой мир», в результате заняла 2 место в муниципальном конкурсе «Краски осени». В течение учебного года была организована информационно-методическое сопровождения родителей.


Непрерывную связь с родителями осуществляли с помощью различных форм работы: групповые собрания, консультации, индивидуальные и тематические беседы. В результате совместной работы воспитанники ресурсной группы демонстрируют значительный прогресс во всех областях обучаемых навыков.

Перспективы:

  • продолжить работу с благотворительным фондом «Каждый особенный»,
  • продолжить совместную работу педагогического коллектива и родителей (законных представителей) над осуществлением стратегии прикладного анализа поведения (ПАП)».

Школа №37 города Белгорода

«В нашей школе в этом учебном году функционировали три ресурсных класса. В них обучались 21 ребёнок с расстройствами аутистического спектра и 1 ребёнок — на дому.

В рамках стажировочной площадки, благотворительным фондом помощи людям с нарушениями психологического развития «Каждый особенный» было поставлено оборудование и методическая литература на сумму 449485,44 рублей. Центром адаптивного спорта переданы в пользование 3 тренажёра.

Кроме этого, в рамках дополнительного образования в 2020-2021 учебном году для обучающихся с расстройством аутистического спектра работали следующие кружки:

  • «Волшебный лоскуток»;
  • «КРАСки»;
  • «Нетрадиционные техники рисования»;
  • «Жизнь в ритме».

Школа №21 города Белгорода

«С сентября в школе начал функционировать ресурсный класс. В него были зачислены четыре обучающихся 1 класса, один — 2 класса, один — 5 класса и один — 6 класс (полная инклюзия). Под конец года число детей увеличилось до 9.

1 сентября обучающиеся ресурсного класса в сопровождении тьюторов и учителя-дефектолога Беловой А.П. посетили торжественную линейку, посвящённую «Дню знаний». После линейки дети услышали свой первый звонок и посетили первый урок. 2 сентября было проведено родительское собрание с приглашением куратора Анны Плехановой.

Формы организации обучения у детей вариативны: частичная инклюзия, полная инклюзия, индивидуальный учебный план, частичный индивидуальный учебный план.

План внеурочной деятельности в части курсов коррекционно-развивающей области для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ представлен 8 часами, по другим направлениям внеурочной деятельности — 2 часами. Обучающиеся осваивают адаптированные программы в рамках дополнительного образования — «Радость открытия» и «Музыкально-ритмическая азбука» (МБУДО «Юность», со 2 полугодия 2020-2021 учебного года).

С 10 сентября тьюторы, специалисты сопровождения начали проводить диагностику и заполнять оценочную систему ABLLS-R на каждого обучающегося ресурсного класса.

16 сентября прошла онлайн-конференция, на которой тьюторам были представлены куратор Анна Плеханова и супервизор Юлия Панова.

В сентябре 2020 года специалисты РК в составе 12 человек, а также директор и заместитель директора школы прошли дистанционное обучение в «Институте прикладного анализа поведения» (г. Москва) при поддержке фонда «Каждый особенный». Учителя общеобразовательных классов, в которые зачислены обучающиеся с РАС (Асеева Ю.Ю., Бабаева И.Н. – начальные классы, Кроловецкая Н.И. – математика, Капшукова К.К. – русский язык и литература) также прошли дистанционное обучение в «Институте прикладного анализа поведения» (г. Москва).

В октябре 2020 года тьюторы Самойлова Д.В. и Фарафонова В.Н. были курсантами ОГАОУ ДПО «БелИРО» по программе повышения квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС в образовательной организации».

Педагоги РК, наряду с другими педагогами школы, активно участвуют в проектной деятельности школы. Так тьюторы, педагог-психолог, учитель-логопед РК вошли в состав рабочей группы стажировочной площадки на базе МБОУ СОШ №21 по реализации мероприятий регионального проекта «Апробация системы поддержки педагогов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями». В конце ноября молодые специалисты — тьюторы приняли участие в региональном семинаре-практикуме в онлайн-формате.

Обучающиеся РК полностью интегрированы в единое образовательное и воспитательное пространство школы. Так, обучающиеся включаются во внешкольные мероприятия, участвуют в сборе макулатуры, посещают школьный оздоровительный лагерь, для них организуются и проводятся воспитательные и досуговые мероприятия («Новогодний огонек», «Дни здоровья», «Дни рождения», творческие мастерские, музыкально-ритмические паузы, единые физкультминутки).

В декабре были проведены мероприятия, приуроченные ко «Дню инвалидов», инициаторами и разработчиками которых стали тьюторы РК. В апреле 2021 года запланированы и проведены мероприятия, приуроченные ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма. Цель таких мероприятий, как классные часы, уроки добра и толерантности, родительские собрания — повышение уровня инклюзивной культуры в школе.

Периодически специалисты ресурсного класса повышают уровень свои профессиональных компетенций через участие в семинарах, вебинарах, онлайн-тренингах, супервизионных консультациях, работе педагогического и методического советов, стажировка на базе МБОУ СОШ №43. Материально-техническое оснащение РК способствует эффективной реализации учебных и коррекционно-развивающих занятий, сенсорной разгрузки обучающихся.

Ремонт, мебель, компьютерная техника, дидактические пособия, оборудование сенсорной комнаты приобретены за счет бюджетных средств. Фондом «Каждый особенный» предоставлены методические материалы, литература по прикладному анализу поведения, планшет, звуко-сенсорное оборудование, спортивный модуль.

В школе планируется открытие второго ресурсного класса».

Школа №3 города Шебекино

«В 2020-2021 учебный год в ресурсном классе школы № 3 города Шебекино начали обучение 8 детей. Ресурсный класс продуктивно проработал весь учебный год. Дети освоили необходимые социальные навыки, бытовые и учебные. Успешно перешли в следующие классы.

При поддержке фонда «Каждый особенный» прошли обучение по теме: «Основы АВА-терапии» (курсы повышения квалификации в области прикладного анализа поведения) учитель-дефектолог и педагог-психолог, в результате чего получены удостоверения. Большое спасибо за помощь.

Мы очень надеемся на сотрудничество. Нам необходима помощь фонда в приобретении учебного пособия, сенсорного оборудования для деток».

Детский сад №7 города Шебекино

«Ресурсная группа в нашем детском саду работает с сентября 2019 года. В неё зачислены 6 воспитанников. За этот учебный год дети показали хорошие результаты в развитии навыков самообслуживания, в общении. Ребята научились заниматься как индивидуально, так и в малой группе. Слушают, слышат и понимают поставленные перед ними задачи, проявляют интерес к выполнению заданий, следуют словесным указаниям педагога.

Дети группы принимают участие в жизни детского сада, участвуют в праздниках, досугах, тематических мероприятиях, акциях. За прошедший год учебная зона группы и зона сенсорной разгрузки были пополнены необходимым оборудованием за счёт средств регионального и муниципального бюджета.

При поддержке фонда «Каждый особенный» прошли обучение по теме: «Основы АВА-терапии» (курсы повышения квалификации в области прикладного анализа поведения) педагог-психолог Беленова Я.В., воспитатели Фольмер Г.Н., Плотникова Ю.В., тьютор Жигулина В.Д., логопед, учитель-дефектолог Бакулина С.А. «Программу профессиональной переподготовки специалистов в области прикладного анализа поведения продвинутого уровня» идеально прошла тьютор, учитель-дефектолог Жигулина В.Д. Образовательный курс «Управленческие аспекты организации и сопровождения процесса инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ включая РАС в образовательной организации» прослушали заведующий Топоркова И.С. и старший воспитатель Боровская Л.В.

В предстоящем 2021-2022 учебном году хотелось бы повысить материально-техническое обеспечение для пополнения развивающей предметно-пространственной среды ресурсной группы. Также есть необходимость в кадрах, имеются вакансии на должность тьютора».

Детский сад №44 «Золушка» города Старого Оскола

«В рамках проекта фонда «Доброжелательная школа — школа для всех и каждого» с сентября 2020 года в нашем детском саду заработала ресурсная группа. Её посещают шесть детей с расстройствами аутистического спектра.

В ресурсной группе работают учитель-дефектолог, педагог-психолог, шесть тьюторов и два воспитателя. Все сотрудники группы прошли обучение в АНО «ИПАП», организованное благотворительным фондом «Каждый особенный».

Коррекционно-образовательная деятельность в группе проводится по программе прикладного анализа поведения. На каждого ребёнка составлена индивидуальная программа образования. Индивидуальную работу с воспитанниками по индивидуальным программам образования проводят специалисты: учитель-дефектолог, педагогог-психолог, тьюторы. Групповые занятия проводятся воспитателями группы. Помимо этого, воспитанники ресурсной группы посещают инклюзивные музыкальные занятия и занятия по физической культуре. Каждого ребёнка в образовательной деятельности сопровождает тьютор.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития образовательных достижений детей, основанная на методе наблюдения (формального тестирования) по методике VB-MAPP. Данные о прогрессе каждого ребёнка отражаются в листах сбора данных (чек-листах), графиках и таблицах. По итогам тестирования, к концу учебного года воспитанники группы показывают устойчивый прогресс в приобретении навыков. Они постепенно приобретают академические, моторные, коммуникативные, социальные и групповые навыки. Реже возникает нежелательное поведение.

Специалисты группы работают в тесном контакте с родителями над осуществлением стратегий ABA. В течение учебного года проводились родительские собрания, а так же консультирование родителей по необходимости.

В ресурсной группе создана коррекционно-развивающая предметно-практическая среда, которая учитывает интересы и потребности ребенка с РАС, особенности его развития и задачи коррекционно-воспитательного воздействия. Пространство ресурсной группы разделено на учебную и сенсорную зоны.

При содействии фонда помощи людям с нарушениями психологического развития «Каждый особенный» было сделано пожертвование следующего имущества:

  1. Сенсорно-динамический комплекс «Домашний дом совы».
  2. Устройство коммуникационное GoTalk (4 функциональные кнопки), устройство коммуникационное GoTalk (9 функциональных кнопки).
  3. Планшет Apple iPad Air 10.5.
  4. Чехол для планшета Apple iPad Air 10.5.
  5. Методическая литература по работе с детьми с РАС:

В следующем учебном году надеемся на продолжение работы с воспитанниками по программе прикладного анализа поведения и эффективное сотрудничество с благотворительным фондом «Каждый особенный». А также, по возможности, продолжить дальнейшее обучение специалистов ресурсной группы по коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС».

Школа №4 «Вектор успеха» посёлок Разумное

«С 1 сентября 2020 года в нашей школе открылся ресурсный класс для детей с РАС. В ресурсный класс зачислены семь обучающихся. Каждый ребенок был протестирован по ABLLS-R — 2 раза в начале и под конец учебного года — традиционным коррекционным методикам узкими специалистами школы и приглашенным куратором-консультантом по прикладному анализу поведения. 

Отличительной особенностью организации образовательного процесса по данной форме является обучение ребенка на начальном этапе в ресурсной зоне с целью формирования учебного поведения и устранения нежелательного поведения, а также формирование дефицитных навыков с последующим выводом ребёнка в регулярный класс. Для этого была выделена классная комната с прилегающей территорией, которую удалось отделить от рекреации этажа и сделать в этом помещение комнату сенсорной разгрузки. Укомплектован штат специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, семь тьюторов, куратор, супервизор. При поддержке фонда «Каждый особенный» педагоги прошли профильное обучение.

Так же в учебном году были организованы мероприятия, с привлечением одноклассников из общеобразовательного класса, такие как: международный день инвалида «От сердца к сердцу», «Новогодний утренник», «День Народного Единства», «Зажги Синим». Педагогами ресурсного класса была организована и проведена «День Царско-Сельского Лицея», «Международный день библиотек», общешкольный конкурс «Фото с любимой книгой», ко Дню матери, «23 февраля», «8 Марта» был подготовлен видеоролик с поздравлением мам, «Международный день спасибо», «Окна Победы», приняли участие в конкурсах чтецов школьного уровня, приуроченных ко Дню Космонавтики и Дню Победы.

Дополнительное образование обучающихся ресурсного класса реализуется в художественно-эстетическом направлении по программам: «Веселая палитра», «Тёплые ладошки».

Планируя работу ресурсного класса на следующий год, очень хотелось бы увеличения часов работы кураторов хотя бы до 6 часов в неделю и супервизий. Также проведения очных встреч с супервизорами в форме практических тренингов. Это позволит специалистам ресурсных классов получать практический опыт применения прикладного анализа поведения при работе с детьми с РАС.

Хотелось бы получить методическое оснащение в виде учебников по образовательным программам (для детей с УО), протокола ABBLS-R и методическую литературу для специалистов, работающих с детьми с РАС.  Оборудование для зоны сенсорной разгрузки в виде «Сухого дождя», шведской стенки, чтобы иметь возможность проводить адаптивную физкультуру и использовать её в качестве стимула».

Вейделевская СОШ

«Этот учебный год для ресурсного класса был очень плодотворным. Специалисты класса и учителя школы (8 человек) при поддержке фонда «Каждый особенный» прошли обучение в АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации: «Основы АВА-терапии для тьюторов, инструкторов и сопровождающих», «Практические методы построения образовательного маршрута с вариантом АООП с применением инструментов оценки учебных, речевых и социальных навыков (VB-MAPP, ABLLS-R) и поведенческих для учащихся с ОВЗ в соответствии подходов в обучении» (4 человека: учитель начальных классов, учитель русского языка, учитель математики, учитель физкультуры).

В этом году в работу ресурсного класса были подключены куратор Лихонина И.А. и супервизор Калабухова А. Благодаря их рекомендациям были достигнуты значительные успехи. Уменьшились эпизоды нежелательного поведения, наша девочка начала читать по слогам, списывать небольшие тексты как с прописного, так и с печатного текста. В этом году мы впервые за три года вышли в инклюзию, сейчас наша ученица спокойно может посещать уроки музыки, изо, технологии, частично уроки окружающего мира. Далеко продвинулись в плане социализации. Мы спокойно посещаем мероприятия вместе с детьми основного класса, спокойно ходим по коридорам школы, общаемся с детьми своего класса. Стала появляться речь, пытаемся поддерживать диалог.

В 2021-2022 учебном году к нам в ресурсный класс придут новые ученики. Хотелось, чтобы к этому времени появилось новое оборудование и методическую литературу».

Майская гимназия

«В сентябре 2020 года на базе гимназии был открыт ресурсный класс. На данный момент в нём обучаются 6 детей с РАС с разными уровнями интеллектуального развития. Из них трое детей (1 класс, 2 класс, 3 класс) на полной инклюзии, один (3 класс) — частичная инклюзия, двое (1 класс) – РК.

При поддержке фонда «Каждый особенный» класс получил некоторое оборудование, а педагоги прошли курсы повышения квалификации.

С сентября 2021 года в ресурсный класс придут ещё два ребенка (2 класс, 5 класс). В новом году хотелось бы организовать курсы повышения квалификации для вновь трудоустроенных педагогов. Также требуется приобрести модули, имитирующие пребывание детей-инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности в адаптированном жилом помещении (жилой модуль «Кухня» с кухонной мебелью, адаптированной к потребностям детей-инвалидов, бытовая техника: утюг, микроволновая печь, холодильник, стиральная машина).

По возможности увеличить часы кураторского сопровождения. Как показала практика работы модели РК, кураторское сопровождение наиболее эффективно при очном посещении не менее 8 часов еженедельно».

Детский сад №27 посёлка Разумное

Ресурсная группа для детей с расстройствами аутистического спектра функционирует на базе МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №27 п. Разумное» с 1 сентября 2020 года. Группа находится в отдельном помещении, включающем групповую, спальную, приемную, туалетную комнаты. На момент открытия ресурсной группы в нее был зачислен один ребенок. В ноябре и декабре было зачислено еще два воспитанника. В январе 2021 года пришел четвертый ребенок. Группа полностью укомплектовалась 1 апреля 2021 года с приходом последнего воспитанника. Общее количество воспитанников  — 5 человек.

Воспитание и обучение осуществляется на основе адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра и индивидуальных адаптированных программ на каждого воспитанника, разработанных куратором и супервизором на основе результатов диагностики и включающих план коррекции поведения и развития навыков.

Кураторское сопровождение с сентября по декабрь осуществляла Чеканова Светлана Николаевна, с января по настоящее время — Лазарев Андрей Викторович, супервизор — Витвицкая Анастасия Васильевна. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет команда специалистов: учитель-дефектолог (0,5 ставки), педагог-психолог (0,5 ставки), учитель-логопед (0,5 ставки), два воспитателя, четыре тьютора. Все специалисты прошли профессиональную переподготовку для работы с детьми с РАС, в том числе и при поддержке фонда «Каждый особенный».

Предметно-развивающая среда группы направлена на удовлетворение потребности в двигательной активности, снятия психоэмоционального напряжения. Групповое пространство представлено следующими зонами: рабочая зона, учебная зона для индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий, зона сенсорной разгрузки. Игровая зона включает различные виды настольных, дидактических игр, конструкторы, машины.

Успешная адаптация и социализация воспитанников ресурсной группы достигалась благодаря частичной инклюзии (двигательная и музыкальная деятельность, на прогулках, в самостоятельной игровой деятельности).

Результативность психолого-педагогического сопровождения зависит от тесного взаимодействия с родителями (законными представителями): в течение учебного года взаимодействие осуществлялось в очной и дистанционной форме, как со стороны педагогов группы, так и куратора.

Однако следует указать на следующие трудности: недостаточная обеспеченность методическими пособиями (в части методической литературы именно по работе с детьми с РАС). В части повышения профессиональной компетентности педагогов (в частности тьюторов) хотелось бы, чтобы была выстроена система взаимодействия с другими образовательными учреждениями, имеющими опыт работы в данном направлении с детьми данной категории».

Начальная школа посёлка Дубовое

«С 1 сентября в школе открылся ресурсный класс для детей с РАС. В нём зачислены шесть обучающихся с РАС. Был укомплектован штат специалистов: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, шесть тьюторов, куратор и супервизор.

При поддержке фонда учитель-дефектолог прошёл профессиональную переподготовку по программе «Прикладной анализ поведения (АВА-терапия): коррекция поведенческих нарушений, обучение, абилитация и развитие детей и подростков с ОВЗ», в объеме 260 часов. Учитель-логопед и педагог-психолог прошли обучение по курсу «Методическое и организационное сопровождение образовательного процесса для детей с ОВЗ» (для специалистов, работающих с детьми с РАС) на базе «ОГАО АОУ ДПО «БелИро», в объеме 72 часа. Все тьюторы ресурсного класса прошли обучение по курсу «Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации» на базе «ОГАО АОУ ДПО «БелИро», в объеме 54 часа.

Все специалисты прошли обучение по курсу «Основы АВА-терапии для тьюторов, инструкторов и сопровождающих» в АНО «Институт прикладного анализы поведения и психолого-социальных технологий» в объеме 72 часа. Также при поддержке фонда.

В начале года, с целью диагностики и оценки функциональных навыков и определения уровня развития, все обучающиеся ресурсного класса, под руководством куратора, были протестированы с помощью тестирования ABLLS-R. По результатам тестирования были составлены индивидуальные программы обучения, которые реализовывались в течении года. Программы включают в себя план работы по коррекции поведения и формированию функциональных и академических навыков. Работа по программам велась на основе применения прикладного анализа поведения. По результатам наблюдений и диагностики на конец года, супервизий, выявили, что на данный момент у всех детей наблюдается положительная динамика как по коррекции нежелательного поведения и формированию учебного поведения в разной степени, так и по освоению АОП и СИПР.

В течении учебного года педагоги и ученики ресурсного класса приняли участие в конкурсах и фестиваляхшкольного, муниципального, регионального и всероссийских уровней и стали призерами в различных номинациях.

Руководством и педагогами ресурсного класса был проведен региональный обучающий семинар для тьюторов общеобразовательных организаций по теме «Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с РАС в инклюзивной модели «ресурсный класс»». Своим опытом работы поделились педагоги школы, а также коллеги из других образовательных организаций.

За учебный период были организованы мероприятия, с привлечением одноклассников с общеобразовательного класса, такие как: Международный день инвалида «От сердца к сердцу», «Новогодний утренник», «23 февраля», Всемирный день распространения информации об аутизме. Педагогами ресурсного класса была организована и проведена «Неделя добра». Завершением тематической недели стало проведение благотворительной акции «Твори добро».

С целью ознакомления родителей с работой ресурсного класса было проведено родительское собрание на тему «Ресурсный класс. Специальные образовательные условия». На собрании выступили узкие специалисты класса и куратор. Родителям были даны рекомендации по работе с ребёнком дома над учебными навыками и проблемным поведением. На конец года так же планируется проведение родительского собрания, с целью ознакомления с результатами учебного года и планировании дальнейшей работы ресурсного класса на следующий год. Для родителей был создан информационный чат с педагогами и группа в социальной сети Facebook.

Планируя работу ресурсного класса на следующий год, очень хотелось бы увеличения часов работы кураторов и супервизий. Так же проведения очных встреч с супервизорами в форме практических тренингов. Это позволит специалистам ресурсных классов получать практический опыт применения прикладного анализа поведения при работе с детьми с РАС.

Так же хотелось бы получать методическое оснащение в виде учебников по образовательным программам (для детей с УО), протокола и руководства ABBLS-R и методической литературы для специалистов, работающих с детьми с РАС, а также оборудование для оснащения кабинета педагога-психолога».

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.