
В Белгородской области появится сеть опорных инклюзивных детских садов и школ
Благотворительный фонд «Каждый Особенный» выиграл президентский грант в 9,3 млн рублей на проект «Доброжелательная школа — школа для всей». Его цель — развитие сети опорных инклюзивных детских садов и школ на базе 13 образовательных учреждений региона для обучения детей с ментальными нарушениями, включая расстройства аутистического спектра.
По официальным данным, на 1 июня 2020 года в Белгородской области проживает 11 032 детей с ментальными нарушениями в возрасте до 18 лет.
Из них:
- дети с РАС — 420
- дети с задержкой психического развития — 1633
- дети с тяжелыми нарушениями речи — 7673
- дети с интеллектуальной инвалидностью — 1286
- дети со сложной структурой дефекта — 20
По сравнению с прошлым годом увеличилось число детей с ментальными нарушениями — на 364 ребёнка.
Каждому необходимо качественное образование с учётом индивидуальных потребностей. Специальные условия в детских садах и школах дают возможность детям с ментальными нарушениями реализовать своё право на получение качественного образования в условиях инклюзии.
— Мы очень рады, что победили. Нет необходимости говорить о важности и актуальности развития инклюзивного образования для всех детей нашего региона. Когда разрабатывается проект, то сразу представляешь себе, как это будет. Как хорошо будет детям: какое внимание они получат, как загорятся глаза родителей от того, что их дети делают успехи, как улыбнутся педагоги от того, что все-таки есть самые разные решения, чтобы помочь ребенку, как будет удобно и комфортно работать, имея поддержку опытных специалистов и хорошую материальную базу.
Когда представляешь себе, как это будет, то каждый день переживаешь, что этого может и не быть, если победить не удастся. А детям и родителям снова ждать. Мы победили и будем делать так, как должно быть, — заявила президент благотворительного фонда «Каждый Особенный» Наталья Злобина.
Развитие сети опорных инклюзивных детских садов и школ позволит обеспечить методическую поддержку новым детским садам и школам в работе с детьми, имеющими ментальными нарушения, без снижения качества образовательного процесса, распространять лучшие педагогические методы и подходы, а также нарабатывать новый практический опыт в развитии инклюзивного образования с опорой на потребности каждого ребёнка.
Проект включает в себя:
1. Материально-техническое оснащение проектных площадок (13) для организации работы с детьми, имеющими ментальные нарушения:
— специальное оборудование для сенсорных зон;
— методические материалы;
— средства технической поддержки для качественного процесса обучения и социализации;
— специальная литература для специалистов педагогического профиля.
2. Формирование групп специалистов педагогического профиля, в том числе, за счет введения дополнительных штатных единиц для работы с детьми в рамках реализации проекта, в образовательных организациях — участниках проекта:
— не менее 10 дополнительных штатных единиц (ставок).
3. Организация образовательных и просветительских курсов
— модулей для различных категорий работников образовательных организаций;
— участников проекта и профильных ведомств, с целью комплексного подхода в рамках реализации проекта (237 специалистов).
4. Организация экспертного и методического сопровождения (супервизий) образовательных организаций в части обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, а также в части организации инклюзии (764 часа систематических супервизий в течение учебного года 2020-2021 для 13 образовательных организаций — участников проекта).
5. Разработка алгоритма взаимодействия служб ранней помощи, детских садов и школ для создания преемственности в непрерывном сопровождении детей с ментальными нарушениями, включая РАС.
6. Оценка эффективности инклюзивного образования и формирования инклюзивной среды в образовательных организациях, подготовка соответствующей аналитической информации для обобщения лучшего опыта и распространения среди дошкольных и школьных образовательных учреждений Белгородской области.
Участники проекта:
- Белгород: МБОУ СОШ № 43, МБОУ СОШ № 37, МБОУ СОШ № 21, МБДОУ № 36, МБДОУ № 68, МБДОУ № 72
- Губкин: ОГАОУ СОШ № 12, МБОУ СОШ № 13, МБДОУ № 29, МБДОУ № 2
- Старый Оскол: МБДОУ № 41, МБДОУ № 44
- Белгородский район п. Дубовое МБДОУ № 8
А также 95 детей с РАС и другими ментальными нарушениями, 237 специалистов педагогического профиля, 13 образовательных учреждений: 9 ресурсных групп, 10 ресурсных классов.
Партнёры проекта:
- Общественная организация «Родительская инициатива»
- Департамент образования Белгородской области
- Управления образования г. Белгорода, г. Губкина, г. Старого Оскола
- Руководители и специалисты образовательных организаций
- ГБУ «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области»
- АНО «Институт прикладного анализа поведения и психо-социальных технологий», г. Москва
- Центр прикладного поведенческого анализа, г. Санкт-Петербург
- АНО «Физическая реабилитация» г. Санкт- Петербург
***
Ресурсные классы и группы для детей с РАС и другими ментальными нарушениями в Белгородской области открываются с 2014 года при поддержке фонда «Каждый особенный» (прежнее название фонд «Выход в Белгороде»).
Отметим, что эта форма обучения одобрена Министерством просвещения РФ и признана наилучшей для детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Ведущая роль в успешной социальной адаптации детей с РАС и другими ментальными нарушениями принадлежит методам педагогической коррекции, основанным на анализе поведения.
С 2017 по 2019 год фонд «Каждый особенный» совместно с департаментом образования области делал проект «Создание и внедрение системы образования, социализации и комплексного сопровождения детей с РАС и семей их воспитывающих на территории Белгородской области».
Во время работы проекта и увеличения числа детей, обучающихся в ресурсных классах и группах, мы выявили причины, затрудняющие переход детских садов и школ к полноценному качественному инклюзивному образованию:
— недостаточное количество детских садов и школ, готовых принимать детей с ментальными нарушениями;
— недостаточность компетенций педагогического состава в работе с детьми с РАС и другими ментальными нарушениями;
— базовые знания не обеспечивают формирование комплексного подхода в организации инклюзивного образования;
— отсутствие поддерживающей образовательной среды, учитывающей индивидуальные потребности детей с особенностями;
— отсутствие надлежащей методической и консультационной поддержки образовательных учреждений, готовых принимать детей с различными особенностями, включая РАС и другие ментальные нарушения;
— отсутствие механизмов взаимодействия специальных педагогов, работающих с детьми и учителей начальной школы, педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования и спорта, в связи с недостаточностью компетенций.
Новый проект, который поддержал Фонд президентских грантов, позволит нам исправить вышеперечисленное.