На программы фонда направлено62 413 065, 22 рублей
Собрано в феврале 20215 825 462, 12 рублей

Какой должна быть доброжелательная школа: разбираем вместе с директорами белгородских школ

Автор текста: Наталья Злобина
28.06.2020

16 июня состоялась рабочая встреча руководителей семи школ и управления образования Белгорода с президентом фонда «Каждый особенный», Натальей Злобиной. Обсуждали концепцию Доброжелательной школы. Какой должна быть среда в учебном заведении для разных детей, в том числе и с особенностями. 

На встрече были представители школ 43, 37, 21, 31, 7, 47, 27 — тех, у которых есть опыт в обучении детей с особенностями и наибольшая лояльность к изменениям,  развитию инклюзивного образования. Мы начали эту работу в рамках тех поручений, которые дал мэр, Юрий Владимирович Галдун — каждая школа Белгорода должна стать по-настоящему доброжелательной. 

На встрече, как бы это не выглядело странно, мы рисовали дом. Взяли такую метафору, как наглядный пример и определяли — что мы отнесем к стенам, крыше, фундаменту. Обсуждали, как сделать наш дом таким, чтобы все его жители были счастливы, формировали единое целевое видение: что делать и куда идти. Я очень благодарна участникам, у нас получилась продуктивная и дружественная беседа , — говорит руководитель фонда Наталья Злобина.  

Участники пришли к выводу, что доброжелательная школа — это школа, которая готовая принять любого ребенка, то есть это и есть инклюзивная школа. 

Директора считают, что это школа, в которой все помещения доступны каждому ребёнку. Важную роль играет «умный дизайн». Такая школа максимально оснащена современным оборудованием для обучения, спорта и досуга, которое учитывает индивидуальные потребности детей. 

Кадры — это мотивированные специалисты, получающие достойную зарплату. У них есть возможность постоянного развития и обмена опытом. Взаимоотношения внутри школы и за её пределами — здоровый климат среди педагогов, детей, родителей и что немаловажно — микрорайона (!), где находится школа. 

Поддержка всех процессов со стороны администрации, управления образования, общественности. Ключевым для функционирования такой школы является желание и мотивация руководителя сделать её именно такой. 

О детях. Школа является инклюзивной, когда потребности всех детей удовлетворены, а их индивидуальные особенности учтены.

Следовательно нужно понять, какие потребности и какие дефициты есть у детей. Например, у детей с РАС дефициты ярко выражены и это затрудняет их возможность социализации, если им не помочь. Но есть нормотипичные дети, которые могут испытывать стресс от самых разных факторов — усталость, плохая оценка, ссора с одноклассником, развод родителей. 

Как выражаются эти дефициты у самых разных детей и с чем педагогам наиболее сложно справляться — с поведением. Поведение есть у абсолютно каждого ребёнка. Поэтому поведенческий анализ, который мы внедряем в ресурсных классах, нужен всем педагогам. 

Об инклюзии. Руководители рассказали, что раньше не было такого понятия. «Условная инклюзия» начиналась с работы с детьми неблагополучного статуса и детей в трудной жизненной ситуации. Поэтому школы сами интуитивно выстраивали работу для таких детей, учили, воспитывали. Гораздо позже, когда вышел федеральный закон «Об образовании», закрепляющий право любого ребёнка на обучение в общеобразовательной школе, дети с различными особенностями здоровья стали приходить в коррекционные классы. 

Мы описали условные минусы и плюсы инклюзивного образования. Отдельно поговорили о понятии soft skills — то, о чем практически не говорят. Но это важная компонента, которая как раз поможет детям во взрослой жизни. И если бы информированию родителей “обычных” детей и разбору таких вещей уделялось бы больше внимания, то принятие «особенных» детей происходило бы гораздо мягче. Soft skills — это то, что делает абсолютно любого ребенка более гибким, более стрессоустойчивым, социально стабильным во взрослом возрасте. И это обеспечивается инклюзивными подходами в образовании. 

Преимущества инклюзии безусловны, а минусы можно превратить в плюсы, если есть желание и возможность это сделать.

Как выглядит дом, которые построили участники встречи:

Фундамент — разделяемые ценности единой цели: каждый ребенок имеет потребности и мы должны стремиться их удовлетворить.   

Стены — ресурсы: 

— кадры, имеющие возможность развития и имеющие весь инструментарий для качественной работы; 

— технологии, помогающие учить более эффективно;

— сверстники — одноклассники, которые также являются мощным недооцененным ресурсом, помогающим в развитии инклюзии (здесь мы обсуждали различные формы волонтерства и пользу от волонтерских программ);

— оснащение, которое должно подбираться не формально, а с пониманием индивидуальных потребностей детей;  

Жители: дети, родители, учителя — все должны быть в безопасности, комфорте и с прекрасным настроением.

Крыша — поддержка: законодательная, административная, общественная.

Земля — это программы профилактики буллинга, как основа, поддерживающая развитие инклюзивного образования. Без этого дом основательным и надёжным не станет. 

Общественная поддержка различных НКО и фондов крайне важна. Но очень важно работать там, где есть мотивация и желание самих руководителей, их лояльность ко всем изменениям — то, что представляет фундамент. Нельзя прилепить крышу на дом, в котором нет фундамента. Эта поддержка уйдет «в никуда», — пояснила Наталья Злобина.

В завершении встречи участники договорились прилагать усилия к тому, чтобы школы были именно такими — и договорились придерживаться следующего плана действий:

  1. Структурировать всю информацию со встречи и сформировать стратегию дальнейших действий.

  2. Провести анализ ресурсов и дефицитов с учетом всех обсуждений.

  3. Разработать план мероприятий/дорожную карты по реализации всех шагов.

  4. Сформировать бюджеты.

  5. Разработать аналитические формы для проведения постоянного мониторинга.

  6. Определить график периодических рабочих встреч для обсуждения всех изменений. 

Ждём результаты! 

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.