На программы фонда направлено62 413 065, 22 рублей
Собрано в феврале 20215 825 462, 12 рублей

Как продолжается проект по профобразованию

Автор текста: Юлия Тимофеенко
12.02.2021

В Белгородском индустриальном колледже прошло совещание рабочей группы, которая занимается проектом по профессиональному образованию для молодых людей с ментальными особенностями. Его цель — к августу 2021 года организовать сопровождение поступления не менее 95% выпускников школ и обучение не менее 100% из числа поступивших.

На встрече были представители четырёх ссузов, Института региональной кадровой политики, фонда «Каждый особенный» и общественной организации «Родительская инициатива».

Ольга Зарубина, руководитель центра координации деятельности профессиональных образовательных организаций (ПОО), рассказала о том, что уже сделано в проекте, и о проблемах, с которыми столкнулись.

Группа определила четыре базовые площадки по обмену опытом: индустриальный колледж, машиностроительный техникум, техникум общественного питания и политехнический техникум. 

По данным на 1 февраля, в 33 организациях профессионального образования Белгородской области обучаются 199 студентов с ментальными особенностями, у 5 молодых людей есть диагноз «аутизм». В 2020 году в колледжи поступили 107 студентов.

Департамент образования представил статистику по школьникам 9-11 классов с ментальными особенностями, которые планируют обучение в ПОО.

— Мы запросили у департамента информацию по выпускникам, ФИО, учреждения, диагноз, средний балл и наименование организации, в которой они желают продолжить обучение, — пояснила Людмила Мальцева, руководитель ресурсного учебно-методического центра индустриального колледжа.

По словам Мальцевой, в списке были также дети, которые планируют поступить в вузы или не предполагают продолжать обучение. В итоге на сегодняшний день 333 школьника с инвалидностью и ОВЗ планируют обучаться ПОО в 2021 года. Теперь предстоит из этого числа сделать выборку ребят с ментальными особенностями, чтобы создать необходимые условия обучения и сопровождения.

— Среди учеников были сформированы списки по предполагаемым местам дальнейшего обучения. Данные будут направлены в организации, профориентационная работа будет проведена с каждым. Этих детей возьмут на личный контроль наши руководители профессиональных образовательных учреждений. Задача сделать так, чтобы каждый из этих детей получил профессию, специальность, — добавила Мальцева.

По нозологиям, представленным департаментов образования, диагноза «аутизм» не стояло ни у одного ученика. Один ребёнок, по их информации, обучается по адаптированной программе для ребенка с расстройствами аутистического спектра. Также в списке много детей с задержкой развития

— Думаю, не может быть, чтобы был один ребёнок, — прокомментировала данные президент фонда «Каждый особенный» Наталья Злобина. — Проблема диагностики есть. 70-80% из тех, у кого выставлен диагноз ЗПРР, возможно есть аутизм. Проблема с диагностикой идёт красной нитью по всем проектам, потому что нет межведомственного взаимодействия. Эти дети с диагнозом, без диагноза есть везде: в ссузах, вузах, школах.

По данным Минздрава РФ, в стране каждый сотый ребёнок рождается с аутизмом. Если опираться на эту статистику, в Белгородской области проживает более 3000 детей с РАС, однако диагноз сегодня есть только у 635 детей.

— Дети буквально вываливаются из системы. Статистику провели, когда ребёнок учится в 9 классе. На следующий год он должен поступить. Этот год в системе ребёнка еще отслеживает и видит школа. Если он поступил, статистику ведёт профобразование. Если он не поступает, то чья это зона ответственности и кто статистику должен вести? В этом обязательно нужно подробно разобраться, чтобы выстроить маршрут. Я думаю, что в обязательном порядке ещё год после окончания обучения депобр должен вести статистику, — сказала Наталья Злобина. — Не должно происходить так, что если ребенок не поступил или не смог продолжить обучение, никто дальше не занимается его судьбой, а он сидит в четырёх стенах и инвалидизирует. 

На совещании рассказали о результатах анкетирования педагогов. В самом начале проекта «Родительская инициатива» провела «входной» опрос 27 педагогов профобразовательных организаций, чтобы узнать об их опыте обучения ребят с РАС.

Почти все педагоги на вопрос о сильных сторонах студентов с РАС отметили хорошую память, склонность к рутине и внимательность к деталям, концентрацию и педантичность. Хорошую зрительную память, доброту и бесконфликтность, а также то, что практические задания даются им легче, чем теоретический материал.

Большая часть педагогов отметили необходимость тьюторского сопровождения и наличия специального подготовленных психологов для индивидуальной работы. На этой встрече проблему с кадрами и затронули представители колледжей. 

По их словам, психологов в колледжах не хватит для работы со всеми студентами и не у всех есть соответствующая квалификация. Колледжи остро нуждаются в тьюторах и службах наставничества. 

Также нужны тренинги для педагогического состава, персонала, студентов и родителей о том, что такое РАС. Президент фонда предложила провести несколько ознакомительных встреч. 

На встрече отметили ещё одну сложность проекта — анкетирование родителей студентов с ментальными особенностями. Напомним, что фонд при поддержке общественной организации «Родительская инициатива» с 15 октября проводит анкетирование подростков с ментальными особенностями, в рамках проекта. Принять участие можно по ссылке.

— На текущий момент результаты анкетирования у нас очень маленькие. Родители не видят смысла в заполнении анкет, потому что после их заполнения ничего не меняется. Особенно родители взрослых ребят, которых вообще не заметила система на протяжении жизни. Они просто не верят в то, что какие-то изменения вокруг их детей сегодня возможны. 

Давайте параллельно тому опросу, который мы уже ведём, анкетировать ребят, которые уже учатся в ссузах и заканчивают школы. Но для этого нужно встретиться с родителями, рассказать о нашем проекте, для чего важно пройти опрос. Очень нужна поддерживающая беседа. Ведь родителей большую часть времени убеждали, что их ребёнок ничего не может. Так происходит и сейчас, потому что специалистам не хватает новых эффективных методик, новых знаний. Но дети — могут. 

Наши проекты ресурсных классов и групп в детских садах и школах неоднократно это доказывают, — заявила Наталья Злобина.

Представители колледжей отметили, что у их выпускников есть большие трудности с трудоустройством. Только единицы работают по специальности. Этой проблемой сейчас занимается управление по труду вместе с фондом «Каждый особенный» в рамках совместного проекта.

В завершении встречи участники наметили план дальнейшей работы: проведение встреч с родителями, продолжение анкетирования семей и тренинги по пониманию особенностей аутизма с педагогическими коллективами профессиональных образовательных организаций.

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.