Как Артемий учился ездить на автобусе из школы домой
Обычные для нас повседневные заботы людям с ментальными особенностями даются непросто. Чтобы научиться их выполнению, им нужна помощь специалистов и больше времени.
Знакомьтесь, это Артемий. Ему 12 лет — и недавно он научился сам ездить из школы домой. Родители начали думать об этом еще год назад. «Чтобы папу немного разгрузить», — объясняет Татьяна Владимировна, его мама.
Обучение проходило как в боевике: с тайными агентами и напарником на проводе. Но для начала познакомим вас поближе с Тёмкой (так его любят звать и дома, и в школе). Ведь опыт обучения одного ребёнка с РАС нельзя применить к другому. Как говорится, если вы знаете одного человека аутизмом, вы знаете только одного человека с аутизмом.
Тёма учится в пятом классе 43-й школы Белгорода и находится на полной инклюзии (с первого класса), то есть занимается на уроках с обычными детьми. У него, как и у всех, есть математика, русский и другие школьные предметы. Различие лишь в том, что на уроках ему помогает тьютор, а после занятий он идёт в ресурсный класс, заниматься с дефектологом, логопедом.
«У нас с Тёмкой хороший тандем, две четверти подряд с ним занимаемся, — говорит тьютор Екатерина Завалий. — Тьюторы должны меняться с учениками по четвертям, чтобы дети не привыкали, но нас решили пока оставить».
Как проходит день у ученика с РАС на полной инклюзии? Родители приводят ребенка в школу. В холле его встречает тьютор — и они вместе идут на занятия. Педагог сидит со школьником на всех уроках, а ещё сопровождает в столовую: на завтрак и обед.
«На каких-то уроках Темка сидит сам. Например, на словарном диктанте. Не буду же я ему подсказывать, как слова пишутся. Если вижу, что ему тяжело, подсяду. Трудности у него с математикой. Правильная, неправильная дробь. На устных предметах (биологии, истории) учителя готовят ему письменные задания, адаптируют. На иностранном языке свои сложности. Лучше всего у него с ИЗО и музыкой. Петь, читать стихи, рисовать у него очень хорошо получается», — рассказывает педагог.
Но так было не всегда. Когда Тёма был маленьким, родители только узнали о его диагнозе (в 2,5 года) и пробовали водить его в разные центры. Но на тот момент опыта и знаний по работе с детьми с ментальными особенностями у специалистов не было.
«Тёмка вставал, ходил по кабинету. Специалиста для него не нашли. Они нам разводили руками и говорили: “Таких у нас ещё не было”. Если бы на начальном этапе у Темы было бы раннее вмешательство, какой проект сейчас реализовывает ваш фонд, то есть большая вероятность, что уже сейчас ребёнок был бы уже полностью самостоятельным», — говорит мама.
Сейчас Тема занимается в театральном кружке, ходит на мультипликацию, а ещё «воспитывает» свою младшую сестрёнку. «Бывает Полина натворит что-нибудь, в дневнике его порисует или рисунок испортит — и Темка говорит: “Все, она мне не нужна”. А потом остынет и нормально. Вкусняшки ей из школы приносит, играют», — смеётся Татьяна Владимировна.
Но вернёмся к «боевику»: как Тёма научился ездить на общественном транспорте.
Тьютор боялась, что Тёма был ещё не готов. Пятый класс, рановато. Школа находится далеко от дома. А вдруг автобус сломается — или ещё какая экстремальная ситуация приключится.
Но раз родители уверены, что их мальчик готов, значит надо пробовать. По словам мамы, весь год они учили с Тёмой маршрут и нужные остановки. Они, кстати, находятся прямо у дома и у школы. В любых нестандартных ситуациях Тёма должен звонить маме.
Куратор ресурсных классов Анна Плеханова составила для Артемия с тьютором социальную историю: прописала с картинками весь маршрут из школы домой и алгоритм действий. Зашёл в автобус, оплати проезд (его учили разным способам оплаты), сядь на любое свободное место и обязательно позвони маме.
Первый раз Тёма проехал с тьютором. Второй раз — с тайным агентом (с ним тоже была Екатерина, но она наблюдала за ребёнком скрыто). Кстати, он тогда забыл позвонить маме — и тьютор ему прошептала: «Позвони маме». Он позвонил.
Третий раз с ним ехал другой тьютор под прикрытием. Всё прошло гладко. На четвёртый — он ехал уже сам. Всё получилось!
Возможно, в следующий раз Тёма будут учить ходить в магазин за продуктами. Нужно же помогать родителям. Заниматься по дому Тёмка умеет: мыть посуду, убираться в комнате, застилать постель. Но, по словам мамы, не всегда хочет.
Что ж, эта проблема нам всем знакома 🙂
Изучая зарубежный опыт, мы знаем, что обучение детей, например, самостоятельно добираться домой — это часть школьной программы для социализации. Такие программы для наших ребят важнее учебных предметов.
Наш фонд хотел бы создавать больше возможностей для людей с ментальными особенностями, чтобы их взрослая жизнь была безопасной и счастливой.
Подпишитесь на ежемесячные пожертвования по ссылке. Давайте сделаем больше!
Проект «Доброжелательная школа — школа для всех и каждого» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.