Юля может. Рассказ о самой старшей ученице ресурсного класса
Юля — первая наша подопечная старшего возраста, которая участвует в проекте.
Изоляция Юли длилась почти 23 года, хотя этого можно было избежать и в раннем детстве, и в школьном, и в подростковом возрасте. Однако, не случилось. Не хватило компетенций специалистов, внимания и участия администраций садов и школ, заботы социальных служб и опеки. Все в один голос говорили, что Юля не может.
Мир Юли — это мир, на который она смотрела из окна, сидя на подоконнике. Сейчас ей 23 года, и официально она недееспособна.
Все изменилось в конце декабря прошлого года. Юля пришла учиться в свой первый в жизни «первый» ресурсный класс.
Три месяца учёбы по два часа, после 23 лет изоляции — совсем небольшой срок. Но мы хотим рассказать о её успехах.
Когда Юля пришла в школу, первое, над чем работала команда ресурсного класса, — убирала страх Юли перед незнакомыми людьми. Их так много и они все разные — совсем не похожи на её любимые говорящие и поющие игрушки.
«Мы проводили с Юлей тренинг на прикосновения, потому что она очень тревожилась, если кто-то из тьюторов до неё дотрагивался. Знакомились с ней и знакомили её с новой обстановкой очень аккуратно. Было сложно, в начале у неё не было никакого интереса к нам, никакого взаимодействия. Сильная тревожность и страх, — говорит учитель ресурсного класса школы № 43 Анна Плеханова.
Потом мы формировали у неё учебное поведение. Ей элементарно нужно было научиться сидеть за столом и понять, что такое урок. Первое время Юля могла хватать материалы, скидывать их со стола. Было очень сложно оценить её потенциал.
Результаты тестирования не были оптимистичными, практически все клеточки, которые означают отдельные навыки и умения, были пустыми. Но даже через три месяца, сопоставив результаты тестов, мы счастливы и очень гордимся нашей Юлей. У неё очень хорошие результаты».
Раньше у Юли не было абсолютно никакого интереса к педагогам, а сейчас она берёт предмет, который ей дают и спокойно отдает обратно.
Раньше Юля не реагировала на свое имя, кто бы её не позвал. Сейчас по-другому.
Раньше Юля могла работать только с одним тьютором, а с другими не выполняла никаких инструкций и заданий. Сейчас она учится с разными.
Сейчас Юля понимает свой двухчасовой учебный распорядок. Она научилась пользоваться визуальным расписанием. Закончила задание — снимает карточку. Понимает.
У Юли появился выбор. Это очень важный навык. Теперь она может выбрать себе поощрение за учебные успехи. Показать педагогам — какое она хочет, а какое нет. Раньше только говорящих игрушек выбирала, а сейчас и сладости, и что-нибудь другое.
Юля начала инициировать общение — раньше она не пользовалась речью функционально.
Юля может петь песенки и может вставить нужные слова в контекст песни.
Есть успехи и в развитии моторики — Юля может нанизывать бусы. А ещё учится рисовать.
У Юли появился интерес к сверстникам — она часто рассматривает девушек-тьюторов, наблюдает за ними, что они делают, как они это делают.
Юля теперь может комментировать свои и другие действия, хотя это довольно сложный навык.
Юля может показывать на себе части тела.
Юля научилась и может привлекать к себе внимание — взять за руку человека, повести и посадить с собой заниматься.
Юля может. Юля может. Юля может.
В планах, когда начнётся обучение в школе, новые программы, работа над другими навыками, групповое обучение. Мы точно знаем, что Юля может и верим в ее успех.
Мы точно знаем, что люди с ментальными особенностями должны иметь возможность жить вне психоневрологических интернатов и могут жить самостоятельно при определенной поддержке.
Сейчас наша самоизоляция из-за COVID-19 переживается всеми особенно остро. Мы оказались в ситуации, на которую не можем повлиять. Можем только принимать все меры безопасности, чтобы быть здоровыми и жить.
Предотвратить пожизненную изоляцию Юли можно и нужно. Мы хотели бы сделать больше для неё и других ребят старшего возраста с ментальными особенностями.
Помогите нам, пожалуйста. Поддержите работу нашего фонда, нажав кнопку «Помочь» , или отправив смс на номер 3443 с текстом АУТИЗМ и суммой пожертвования через пробел (Аутизм 100).