На программы фонда направлено62 413 065, 22 рублей
Собрано в феврале 20215 825 462, 12 рублей

Доброжелательная школа: старшеклассники помогают ребятам с РАС

Автор текста: Юля Тимофеенко
15.05.2021

Как сделать школу доброжелательной? Как научить детей уважать друг друга, а учителей — быть внимательнее к различным особенностям школьников? Эта непростая задача встала в 2016 году перед педагогами двух только открывшихся ресурсных классов в 43-й школе. 

На тот момент это была первая в Белгороде инклюзивная образовательная площадка для детей с аутизмом, которая заработала при поддержке нашего фонда. Педагоги и тьюторы стали первопроходцами. Никто раньше в регионе не объединял нормотипичных школьников и учеников с ментальными особенностями на таком уровне. 

Среди профессионального сообщества было много стереотипов, страхов и опасений. А как? А что? А если? Новое всегда воспринимается в обществе с опаской. 

Но вот прошло уже 5 лет — в школе многое изменилось. Не без участия педагогов ресурсного класса. Например, можно точно сказать, что дети и учителя стали терпимее к проблемам людей с РАС. 

В апреле наш фонд побывал в школе на нескольких днях самоуправления: это когда старшеклассники или ребята помладше проводят занятия с учениками ресурсных классов. Мы пообщались с педагогами и детьми, узнали, как они относятся к школьникам с особыми потребностями, почему помогают.

Подобные занятия для ребят из ресурсного класса очень важны. Во-первых, это новые знакомства. Некоторые дети светятся от счастья, когда с ними занимаются сверстники. Ещё это отличная тренировка для изученных навыков. Считается, если ребёнок может повторить упражнение с разными людьми в разных обстоятельствах — то он навык усвоил. Ну, а юные «учителя» говорят, что им просто нравится проводить так время и помогать. 

«Если раньше у наших ребят в коридоре или где-нибудь ещё случалось негативное поведение, другие школьники, неподготовленные ещё, брались за телефоны или выкрикивали неприятные слова. Сейчас — они подбегают к нам, тьюторам, с вопросами: «вам помочь», «что понести». Взрослые парни иногда просто подходят, спрашивают, нужна ли какая-то помощь в классе. Могут сладости приносить, шоколадки. 

Если вдруг ребёнок с РАС забежит не в свой класс посреди урока, то никто ему ничего не скажет, проигнорируют. Мы научили учителей: «Если не знаете, что делать — не делайте ничего». За ребёнком придёт тьютор или кто-нибудь, кто с ним занимается», — говорит куратор ресурсного класса Анна Плеханова. 

Такого результата не получилось бы без тренингов доброты, кинопоказов, акций — информирования учащихся и учителей обычных классов об аутизме, уверена Анна Юрьевна:

«Первые уроки доброты начались тогда, когда мы пришли в эту школу, в 2016-м. Прежде, чем переводить детей на инклюзию (из ресурсного класса в общий), мы проводим с классом беседы о детках с аутизмом, делаем всё, чтобы их приняли хорошо. 

Проводим работу и с учителями общеобразовательных классов. 2 апреля (Международный день информирования об аутизме) они к нам приходили заниматься с детьми. Разные эмоции у них, конечно, были, кто-то мог поплакать. Но всем понравилось с ними работать».

Кстати, в прошлом году в школе даже появился волонтёрский отряд «Благо» — он объединяет ребят с 5 по 11 классы, которым нравится помогать. А в декабре участники провели первый день самоуправления в ресурсных классах.

«Мы подумали о том, что старшеклассники не охвачены информированием об аутизме, вот и решили провести пробный день учителя. Получилось отлично, все были довольны, — вспоминает старшая вожатая Анна Белько. — Мы только начали плотно развивать волонтерскую деятельность, хотя добровольцы у нас были всегда. 

Мы уже ходили в детский дом, недавно объявили акцию в помощь животным: собираем корм и медикаменты для собак из пансионата на Привольной. Ребята всегда хотят участвовать в волонтёрских акциях. Мотивация — просто делать добро. Ребята, в этом плане, молодцы. С открытой большой душой. Я не скажу, что все они учатся на «отлично». Это не критерий доброжелательности». 

Итак, как же проходит урок с ребятами в ресурсном классе? Тьютор приглашает ученика, знакомит его с ребёнком, объясняет, какое задание и для чего с ним нужно выполнить. Например, это задание на сложение или вычитание чисел — и за каждое правильное действие малышу ещё полагается подкрепление (по-простому — это награда), может быть в виде какой-нибудь сладости. 

Задания могут быть совершенно разными — всё зависит от программы ученика класса. 

«Меня назначили сегодня впервые. Я не особо боялась. Согласилась, потому что надо помогать детям. Раньше я ничего не знала. 2 апреля нас позвали посмотреть фильм «Особенные». После этого мне стало очень жалко детей. Я аж расплакалась. Я стала по-другому относиться. Они не могут то, что можем мы, но у них есть то, чего не можем мы. Например, есть мальчик, который может угадать день недели по дате рождения. Такие вот они. Одноклассники относятся тоже с сочувствием, а некоторые просто никак», — рассказала Полина из 7 класса.

«Я с ними 4 года, с 3 класса. В начальной школе висел на стене листик с «ромашками» (за поведение, оценки). У кого их больше — тот и должен был ходить к детям из ресурсного класса. А меня просто так отправили. Теперь я постоянно к ним хожу, — говорит Милена из 7 класса. — В первый раз мы просто с ними играли. Я понимаю, что это обычные дети. С ними тоже можно и нужно дружить. В нашем классе тоже такой мальчик учится. Его зовут Коля. Он постоянно сидит на уроках с нами, занимается. С ним ещё тьютор Екатерина Андреевна ходит». 

«Первый раз мне немного страшно. Вдруг я что-то не то скажу или сделаю», — признаётся подруга Милены Оля, она новенькая и в ресурсный пришла впервые. Мы понаблюдали за тем, как она вела урок с мальчиком Арсением. Всё получилось отлично. 

«Это действительно очень необычный опыт, — уверен старшеклассник Гриша, который несколько раз участвовал в уроках. — Мне приятно знать, что есть организация, которая помогает таким детям. Они все приятные. Добрые. Ни разу не видел, чтобы ребёнок был чем-то обижен. Всегда с радостью смотрел. Что-то пытался, не понимал, но был заинтересован в процессе. Я был рад побыть своеобразным учителем и хоть чем-то помочь».

***

Мы уверены, такого результата можно добиться в любой общеобразовательной школе, если будут созданы для этого необходимые условия.

Сейчас фонд «Каждый особенный» поддерживает 26 школ и детских садов Белгородской области, где есть ресурсные классы и группы. Помощью охвачены более 200 детей. Список всех учебных заведений можно посмотреть по ссылке.

Помогите нам сделать больше. Подписаться на ежемесячные пожертвования можно здесь.

Проект фонда «Доброжелательная школа — школа для всех» реализуется совместно и при софинансировании с департаментом образования Белгородской области и управлений образования Белгорода, а также в разные годы благодаря поддержке благотворительного фонда «Выход», Фонда президентских грантов, фонда «Поколения» депутата Госдумы Андрея Скоча и ОЭМК.

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.