На программы фонда направлено76 048 367,35 руб
Собрано в марте 2024 578 114,97 руб

Почему педагоги выбирают карточки PECS

Автор текста: Команда «Каждый Особенный»
30.10.2020

Специалист по прикладному анализу поведения, куратор (ЦППА, Санкт-Петербург) Ирина Докиминенко специально для нашего фонда рассказывает, почему специалисты выбирают карточки PECS в качестве альтернативной коммуникации.

— Говоря о том, каковы достоинства системы альтернативной коммуникации при помощи обмена карточками (она же «система PECS» или просто «PECS»), нельзя не начать с вопроса о том, почему вообще для нас важны системы альтернативной коммуникации, и что это такое. 

Для специалистов, занимающихся развитием навыков у людей с ОВЗ, проблема освоения учеником языка стоит, вероятно, на первом месте. Связано это с тем, что эффективное использование языка позволяет человеку наилучшим образом контролировать окружающую среду. Говоря о «наилучшем» способе я имею в виду понятный большинству и социально приемлемый способ. Использование языка позволяет человеку сообщать о том, что он видит, слышит и чувствует, а также выступать собеседником в диалоге с окружающими. 

Ставя цели обучения для наших учеников, мы надеемся, что они будут осваивать вокальную речь и преуспеют в этом. Однако, что делать, если вокальные возможности ученика «не поспевают» за всеми теми потребностями, которые ученик испытывает здесь и сейчас? Уже сегодня наш ученик хочет играть в эту игру, и не хочет — в другую, хочет выполнить это задание только один раз и не повторять его, хочет побыть один, или наоборот нуждается в определенном контакте со взрослым. Его интересы, потребности и желания очень разнообразны, и он должен быть услышан уже сейчас. 

Представьте, что одновременно с этим широким спектром потребностей его вокальный репертуар сводится только к умению повторить за вами несколько отдельных звуков или отдельных слогов. Как правило, подобная ситуация будет осложнена тем, что мы называем «нежелательным» или дезадаптивным поведением: не имея возможности выразить свои потребности соответствующим образом, ребенок будет прибегать к истерикам, агрессии или другим неприятным способам получения желаемого. 

Механизмы такого «замещения» речи нежелательным поведением понятны для специалистов, они могут быть менее понятны родителям, но для них я скажу: корреляция между недоразвитием или отсутствием речи и нежелательным поведением — прямая. 

Таким образом, специалисты стоят перед выбором: посвятить 24 часа в сутки логопедическим занятиям с непрогнозируемым успехом в будущем или…дать ребенку возможность эффективно общаться здесь и сейчас и параллельно осваивать вокальную речь в том темпе, который подходит именно ему. 

Достоинства любой системы альтернативной коммуникации:

— помогает справиться с нежелательным поведением ребенка

— позволяет ребенку получать желаемое приемлемым образом

— позволяет отказываться от не желаемого приемлемым образом

— позволяет общаться с окружающими

— помогает в развитии вокальной речи (!)

Нельзя сказать, что специалисты прикладного анализа поведения единодушно отдают предпочтение какой-либо системе коммуникации. Подчас выбор между жестовым языком, системой обмена карточками PECS, аналоговыми коммуникаторами или коммуникативными приложениями представляет собой отдельную задачу для специалиста: каждая из них имеет свои достоинства и ограничения. 

Выбор в пользу той или иной системы зависит от множества факторов: пререквизитные навыки ребенка, среда, в которой ребенок чаще всего будет пользоваться системой коммуникации, опыт специалиста в работе с каждой из систем, предпочтения родителей и имеющиеся ресурсы. 

Говоря о своем опыте, я бы подчеркнула, что использую и рекомендую систему коммуникации PECS в качестве замещающей или поддерживающей коммуникации чаще всего, и вот почему:

Для того, чтобы ребенок начал осваивать использование карточек PECS, ему не обязательно иметь большое количество начальных навыков. От ребенка не требуется, например, уметь спокойно сидеть за столом или владеть другим учебным поведением, различать предметы на слух и даже сопоставлять картинку с предметом. Последний навык понадобится ему в будущем, однако он будет тренироваться в процессе освоения самой системы. Создатели системы советуют пробовать вводить ее, даже если ребенок в самом начале пути не имеет высоких навыков визуального восприятия.

Подготовленность аудитории

Существенное преимущество карточек PECS перед жестовой системой коммуникации. Нам не нужно дополнительно подготавливать каждого потенциального собеседника к общению с ребенком при помощи PECS. Если к вам подойдет ребенок и вручит вам карточку с изображением и подписью необходимого ему предмета, вы скорее всего точно определите, что ему нужно и сможете удовлетворить его просьбу.

Обучение и четкое руководство к введению

На мой взгляд, для специалистов этот пункт станет самым важным. Если вы выберете карточки PECS в качестве альтернативной системы коммуникации, у вас под рукой всегда будет четкая инструкция к введению в виде понятного, хорошо структурированного протокола «Система альтернативной коммуникации при помощи обмена карточками PECS» за авторством Энди Бонди и Лори Фрост. Просто прочитайте книгу и сверяйтесь с написанным в процессе работы и успех почти гарантирован вам. В руководстве вы найдете не только четкие инструкции для каждого этапа освоения системы, но и таблицы для мониторинга навыков ребенка. Кроме того, каждый заинтересованный специалист может пройти 2 модуля обучения от создателей этой системы.

Опыт коллег

Не будет преувеличением сказать, что в нашей стране специалисты в области прикладного анализа лучше всего владеют именно этой системой альтернативной коммуникации. Почему — прочитайте мои соображения выше. Поэтому в случае, если вам понадобится консультация или супервизия, вы значительно быстрее найдете специалистов, которые поделятся с вами своим опытом введения или адаптации системы под нужды разных категорий учеников. 

Низкая ресурсозатратность

На начальном этапе вам скорее всего понадобятся только небольшие карточки из бумаги с изображением наиболее приятных ребенку предметов и липкая лента с крючками (липучками). Сами карточки могут изготавливаться из бумаги дома. Вы можете ламинировать карточки для большей износостойкость или обклеивать их прозрачным скотчем. Особенно находчивые родители или педагоги могут на первых порах не распечатывать картинки, а изображать необходимые предметы при помощи карандашей или фломастеров. Материалы для карточек могут адаптироваться под нужды ребенка (размер, толщина и другие характеристики могут варьироваться). Альбом PECS (книжка, которую ребенок носит с собой и хранит в ней все свои карточки) можно заказать, но многие изготавливают ее самостоятельно из тетрадей на железных кольцах с плотными обложками.

Быстрый переход к другим системам коммуникации

Создатели системы спланировали протокол таким образом, что на определенном этапе обучения педагоги провоцируют у ребенка вокальные реакции. Будьте уверены, что если ребенок может ими воспользоваться, педагоги поддержат это. Если этого пока не произойдет, вы сможете с легкостью перейти и на другие системы коммуникации, например, на гаджет со специальным приложением или аналоговый коммуникатор (при желании). Или будете продолжать пользоваться привычными карточками.

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.