«Рита родилась во время защиты моего первого диплома, я точно помню, когда эта защита была»

Автор текста: Команда «Каждый Особенный»
29.01.2024

«Рита родилась во время защиты моего первого диплома, я точно помню, когда эта защита была», — смеясь рассказывает Светлана. 

Рита самая старшая в семье, у неё есть ещё сестра и брат. 

Первая беременность у Светланы проходила хорошо, роды прошли замечательно, и сразу же дали ребёнка ей приложить к себе. 

Раньше это было редкостью. Но после два дня Риту не принесли Светлане. «Отвечали, что обследуют. А после принесли с огромной гематомой на голове. Мне 21 год, я верю врачам. Раз они говорят, что всё хорошо, так бывает в родах, то всё будет хорошо. Уже позже, в три года, когда ей сделали первое МРТ, нам сказали, что её могли уронить. Такое случается. Но если бы нам сразу об этом сказали и объяснили возможные последствия, всё могло быть по-другому». 

Сначала Рита развивалась как все, но позже родители начали замечать отставание. Диагностировали у неё органическое поражение центральной нервной системы. Родители очень много занимались Ритой с самого детства: и психолог, и логопед, и они посещали реабилитационный центр, и принимала уколы, и лекарства.

«После очередных новых таблеток бывал толчок, потом организм привыкает и динамики нет, нужно менять лекарства. Чтобы окончательно не испортить ребенку организм таблетками мы просто перестали их пить. Один замечательный психотерапевт сказал нам: «Не мучьте ни себя, ни ребёнка. Примите её диагноз и максимально социализируйте. И рожайте ещё детей. Рожать было страшно, конечно, но важно и для нас, и для Риты».

Первое время было тяжелым, непонятным, страшным. Принятие диагноза и себя вместе с первой дочерью приходило постепенно. Света с заботой говорит о любимом муже, который всегда был рядом и помогал справляться. 

Саша много возил Риту на обследования, развивал её физически и интеллектуально, изучил все развивающие игры, все упражнения логопедической гимнастики для особенных детей.

Поначалу гуляли с Ритой подальше от других родителей. Уходили от вопросов: почему не ходит, почему не говорит, а что не так. «Уезжали прямо вглубь куда-то. Эти вечные страхи — а что подумают соседи? Или начнут спрашивать, советовать, уточнять, смотреть».

Шло время и становилось легче. Родилась Настя, нормотипичный ребёнок, и стало легче в плане принятия «полноценной мамы». Вместе с Настей Рита ходила почти на все кружки.

Рита пошла в обычный детский сад, неплохо контактировала с детьми. Но со временем пришлось уйти. Рите нужно было больше внимания со стороны воспитателей и специалистов.

В итоге попали в детский сад №8. Света с особой добротой говорит о педагогах и заведующей сада. 

Время школы и по совету знакомых Рита пошла в школу №30. 

Закончила 11 классов и поступила в техникум промышленности и сферы услуг. Год Рита училась на швею. Но с её заболеванием трудно синхронизировать действия рук и ног за швейной машиной. На следующий год поступили на повара. Рите очень нравится готовить и эта специальность далась ей намного проще.

«Увидели как-то курсы на кондитера. Я говорю — Рит, не потянешь. Она — нет, я пойду. Курсы по вечерам, после училища, с 4 до 8 вечера, и она все выдерживала. Если у неё есть мотивация, она со всем справится. Невероятно просто! Помню: «мама, я испекла торт, я испекла торт!» Забрали её с ним, она не дышала на него. Если есть мотивация — она может круглосуточно работать», — с улыбкой вспоминает Света.

С поиском работы было непросто. В Центре занятости вакансии не находились или не подходили. Рите нужна работа не больше 4 часов, дальше теряется концентрация. Но врождённое «нет, я могу» и отстаивание себя, привело Риту в соцсети мэра города, где она написала: «Я Рита, у меня инвалидность и я не могу найти работу! Это несправедливо!».

У Светы звонит телефон. Это Рита. Она позвонила попросить вызвать такси завтра утром, погода нелётная.

— Привет, Ритусик. Я с Наташей встречаюсь, говорю о тебе, какая ты хорошая. И я тебя люблю, хорошо, созвонимся позже, ладно? 

Рите подобрали работу — она собирает ножки для мебели и работает с 8:30 и до 11 утра.

«Я ничего не знала об этом и тут мне стали звонить и предлагать вакансии. Я ничего не понимаю. Кто звонит? Я же никуда не обращалась. Оказывается, Рита самостоятельно нашла «выход» на мэра и он помог ей», — гордясь и смущаясь говорит Света.

Тренировочная квартира для неё особое место. Она сама рассказала семье про проект. «Рита сама может готовить, она остаётся дома одна, она ходит на работу, передвигается по городу. Я вижу, как многие родители очень опекают детей, понимаю, им страшно. Рита у меня тоже иногда терялась или проезжала свою остановку. Но мы ведь не вечные, не у всех есть браться и сёстры. Это правда страшно, но надо учить самостоятельности».

Рита бойкая и она умеет за себя постоять, обидеть её трудно. Бывает сильно расстраивается, закрывается, может агрессивно ответить. На квартире Рите хорошо — она любит людей, ей нравится общение, ей нравится активность, ей нравится её жизнь.

 Мама ожидает от Тренировочной квартиры большей самостоятельности для дочери, чтобы она смогла понять свои зоны ответственности.

«Я уже поняла свои ошибки. Никто ничего не делает, ну потому что родители всё сделают. Детей же всегда жалеешь, хочешь помочь им. А на квартире все в равных условиях, хочешь ты или нет, — надо делать».

Рита всё умеет, но нет привычки, иногда не хочется и нужно напоминать. Спустя месяц проекта Рита вдруг сама предложила маме приготовить рецепт, который готовили на Квартире. «Я конечно обрадовалась и говорю: да конечно, давай! Я вот буду тут сидеть, а ты сама готовь, рассказывай».

— Как вы думаете, Рита сможет жить одна? 

— Рита? Да, однозначно сможет. Единственное, чего она пока не умеет — это платить за квартиру.

С вашей помощью мы сделаем больше!

Прямо сейчас вы можете помочь еще большему числу детей и взрослых с аутизмом в Белгородской области: Сделав пожертвование.